Популярное

Мифы о звукоизоляции



Как построить дом из пеноблоков



Как построить лестницы на садовом участке



Подбираем краску для ремонта



Каркасные дома из дерева


Главная » Cтатья

1 2

медник , стол-стольник , суд-судебник , школа-школьник , задача-задачник и, наконец, учеба-учебник .

Таким образом, учебник есть книга вспомогательная, но важная, книга, формирующая образованного человека.

К сожалению, в нашей стране, да и, пожалуй, и во всем мире в настоящее время сложилась практически катастрофическое положение с учебниками всех видов.

Следует помнить при написании учебников, что любая конкретная наука всегда шире ее предметного содержания, входящего в некий учебный план.

Дело в том, что любой учебный план, если только он сколько-нибудь серьезен, может иметь своей целью показать лишь скелет соответствующего знания, может претендовать только на схему изложения основ знания. Эти основы могут быть элементарными, а могут выглядеть как надежный фундамент комплекса знаний и умений, возводимого в уме и в душе учащегося, и в значительной мере быть таковыми. Этот скелет может быть фрагментарным, а может быть и достаточно полным. Но это всегда скелет, всегда схема, а не полное жизни и жизненно важных подробностей реальное тело реального дела.

Тому существует множество причин. Одна из них, и отнюдь не последняя по значимости, восходит к эволюционной природе всего живого, в соответствии с которой онтогенез повторяет филогенез, развитие особи идет по вехам пути, пройденного видом, к которому принадлежит особь. Но время жизни особи ограничено, а вид практически вечен. Поэтому смена фаз в развитии особи должна происходить чрезвычайно быстро и поневоле схематично. В смысле позитивного образования духовное развитие особи, в том числе в первую очередь и человеческой особи, не отличается от физического (физиологического), и поэтому учебные планы не могут быть так полны, как полна жизнь, в принципе обучением постигаемая.



Последнее время в общественном сознании важную роль играет всеобщая компьютеризация и связанная с нею иллюзия возможности достижения быстрого успеха в виртуальном мире компьютерных подходов. Это социокультурное явление так же диктует учебникам выразительную краткость.

Разрешение кризиса учебников возможно путем адресного написания таковых авторскими коллективами, составленными из ученых, учителей и студентов.

Написание учебника не может быть доверено большому активно работающему ученому, как и не может быть доверено педагогу или так называемому методисту.

Большой ученый всегда немного флибустьер, немного авантюрист. Для него всегда его наука (или его часть науки) важнее и интереснее всего на свете. Так и должно быть. Иначе в мире науки нельзя. Но так нельзя в образовании и в учебнике. Кроме того, поистине великий ученый не различает простое и сложное, трудное для восприятия и легко понимаемое. Все это не позволяет ожидать, что большой ученый сможет в одиночку написать хороший учебник достаточно общего назначения.

Педагог всегда консервативен, естественным образом оторван от конкретной жизни, излишне углублен в чисто педагогическую проблематику. Как гласит старая мудрость, кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит 4

Случилось так, что святое понятие учитель и профессиональное понятие педагог перестали быть тождественными. А применительно к методисту к процитированной мудрости следует добавить слова: А кто учить не умеет, тот учит тому, как надо учить .

Только объединение людей, знающих конкретную науку, знающих современную школу и потребности общества, может послужить основой конструктивного авторского коллектива. При этом целесообразно присоединить к такому

Мартти Ларни. Четвертый позвонок - М.: ИИЛ, 1959.



коллективу недавнего выпускника средней или соответственно высшей школы, студента и соответственно аспиранта классического или технического университета с тем, чтобы заинтересованно воспринимающая сторона образовательного процесса также могла внести свой вклад .

Очевидна мировоззренческая значимость фундаментальной науки, ее базовый характер в воспитании и образовании гражданина будущего и необходимость основательного ее постижения людьми с исследовательской жилкой. Это с одной стороны.

С другой стороны, на свете всегда много было, всегда много есть и всегда много будет достойных людей, которым чужда научно-исследовательская стезя, которых не заботят вопросы мироздания и природы вещей, которые воспринимают мир как данность. Эти люди, их или им подобные дети должны иметь возможность получать достойное образование, дающие им возможность счастливо жить и работать, ощущая себя полноправным и хорошо проинформированным членом общества. Таковым согражданам нашим нужны учебники простые, ясные, авторитетно сообщающие абсолютно верные, абсолютно точные, надежно установленные факты и их очевидную трактовку. Получаемые при этом сведения должны быть основой построения личности, отнюдь не маргинальной, а предприимчивой и деятельной, социально добродетельной и патриотически ориентированной, надежно защищенной от всяческих поползновений экстремизма, фанатизма, мракобесия и антинауки.

Проблема имеет и третье измерение. Дело в том, что людям, как отдельно взятому индивиду, так и человечеству в целом, нужна хорошо сделанная работа, которая в свою очередь требует хорошо подготовленных работников. Несмотря на то, что в наше время эта работа технически (технологически) сложна, в большем своем объеме она носит рутинный характер. Подготовка к такой работе требует соответствующего образования, образования, в необходимой мере полно-



го, точного, конкретного, в некотором смысле алгоритмически рецептурного. Отсюда вытекает необходимость существования учебников, адекватных этому аспекту образовательного процесса. В реальной жизни специалисты, да и вообще образованные люди, как правило, живут и работают в сравнительно узких областях человеческой деятельности. Поэтому им должен соответствовать набор сквозных учебников должной ориентации.

Немаловажным является то, как написан учебник. Уже говорилось о том, что учиться должно быть трудно, но интересно. Полученное без труда, постигнутое без преодоления ценится дешево, быстро теряется. Но трудность постижения не должна отпугивать, она должна быть привлекающей. Сделать так - великое искусство, далеко не всем и всякому это по плечу. Но стремиться к этому идеалу должно всем. Первое требование здесь - ясность и простота изложения. Всюду, где это возможно, следует употреблять наиболее простую математику, приводить наиболее знакомые по жизни примеры, подходить к важным выводам, идя от частного к общему, а не наоборот, давать историю вопроса, указывать общее в различных отраслях знания и показывать место конкретного в общей картине мироздания.

На основании изложенного представляется целесообразным рекомендовать следующую схему подготовки современных учебников, нацеленных на XXI век:

1. Написание учебников не может быть доверено большому, активно работающему ученому.

2. Написание учебников не может быть доверено педагогам.

3. Написание учебников не может быть доверено так называемому методисту.

4. Только объединение людей, знающих конкретную науку, знающих современную школу и потребности общества, может дать конструктивный авторский коллектив.



5. Целесообразно присоединить к такому коллективу недавнего выпускника средней школы, а ныне студента классического или технического университета с тем, чтобы заинтересованно воспринимающая сторона также могла внести свой вклад.

6. Поскольку должен быть создан набор учебных серий (для инженеров и технологов, для гуманитариев и экономистов, для биологов и медиков, для естествоиспытателей и т. д.), то должен существовать и соответствующий набор авторских коллективов, возглавляемых учеными должной ориентации своих интересов.

7. Содержательная и литературно-педагогическая сторона дела может первоначально намечаться, а впоследствии одобряться и получать благословение на выход в свет только научной общественностью.

8. При этом учебные программы должны составляться по уже написанным учебникам, а не наоборот.

9. Излагаться материал учебников должен языком простым, ясным и чистым, без затей, но интересно и точно.

В этой связи нельзя не вспомнить следующий замечательный эпизод.

В 1836 году вышла в свет книга А. О. Ишимовой История России в рассказах для младшего возраста . Эта книга удостоилась величайшей чести - похвалы А.С. Пушкина. В день смертельной для него дуэли он написал автору:5 Сегодня я нечаянно открыл Вашу историю в рассказах и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!...

Этому завету великого поэта надлежит следовать всем тем, кому на деле активно дорога Россия, ее история и будущее ее народа.

А.О. Ишимова. История Росси для детей. - М.:Монолог,1994. - 277 с. Пред.





1 2
© 2024 РубинГудс.
Копирование запрещено.