Мифы о звукоизоляции Как построить дом из пеноблоков Как построить лестницы на садовом участке Подбираем краску для ремонта Каркасные дома из дерева |
Главная » Статья 1 2 3 4 5 ... 8 в качестве предпочтительных мало изученные аспекты византийской во с-производимой во времени качественной определенности, а именно, механизм воспроизводства цивилизации во времени, связанный с ролью богословия в формировании социально-правовых институтов. Многие исследователи отмечали континуитет и традиционность византийской цивилизации, обусловленные фактом непосредственной государственной преемственности с античностью1. Впрочем, в последнее время исследователи нередко переносят акцент на факты перемен в истории Византии . обе версии не противоречат друг другу. Необходимо, однако, показать соотношение традиций и новаций и механизм их сочетания и функционирования. Византийская цивилизация окончательно сложилась в IX-XI вв. Она формировалась в жестокой борьбе: богословские споры IV-V вв., иконоборчество, идея двоевластия Фотия, выраженная в Исагоге. Фотий, взгляды которого близки взглядам Иоанна Златоуста, ввел в свод два титула: 1. Об императоре и 2. О патриархе , в которых пытался разъединить те и другие функции, утверждая, что император должен заботиться о физическом благополучии народа, а патриарх - о духовном3. Это была, как известно, попытка разграничить функции светского и церковного управления, попытка усилить роль церкви. Подчеркивалось, что император не может нарушать каноны. Однако еще Юстиниан в своем законодательстве 1 Weiss G. Antike und Byzanz. Die Kontinuitat der Gesellschaftsstruk-turen Historische Zeitschrift, 1977; Speck P. Die Ursprange der byzantinischen Renaissance The 17th International Byzantine Congress. Major Papers. New York, 1986. S. 556 f. Удальцова З.В. Введение. С. 10 Культура Византии. М. 1984. Т. I. 3 Исагога (3.8). приравнял законы и каноны1. В то же время у Юстиниана прослеживается идея симфонии церкви и государства. Он отстаивал в VI новелле идею гармонии, симфонии, параллелизма социальных ролей государства и церкви, восходящую еще к Евсевию Кесарийскому. Величайшие дары божьи, данные людям высшей благодатью говорится в предисловии к VI новелле Юстиниана, являются священством и царством, из которых одно служит Божьему делу, а другое правит делами человеческими и имеет о них попечение. Оба проистекают из одного источника и украшают человеческую жизнь: поэтому у императоров нет большей заботы, чем о святости иереев, ибо иереи молятся за них Богу. Таким образом, если одна должность во всех отношениях является безукоризненной и исполненною доверия к Богу, другая же справедливо и разумно устраивает вверенное ей государство, тогда будет гармония, которая принесет всевозможную пользу человеческому роду 2. Образ взаимоотношений государства и церкви выражен, например, в I опровержении Никифором Григорой Григория Паламы: это образ двух кораблей, которые, однако, иногда конфликтуют3. К рассматриваемому периоду сложилась политическая ортодоксия, согласно которой власть императора рассматривалась как имеющая божественное происхождение, сам же он являлся попечителем населения в интересах общего блага: pro communi salute proscuntur 4. Не только законодательный, но и актовый материал говорит о названном понимании функций императорской власти. 1 Cod. Just. 1.3.44.1; 1.2.12.1. 2 Nov. 6. 131.1. 3 Antirrhetika I, 1.7.4. S.159. 4 Cod. Just.11.8.320; Nov. Just. 17 c 7 (121.33): ... xvv 8rmooicov loyoc; кса oxpaxicoxaic; kai i8icoxaic; kai auxoic; 8e xoic; epoic; kai olr tr polixeia ouujepov te kai avayKaioxaxec; eoxiv ... Например, в хрисовуле Михаила IX Палеолога от 1310 г., адресованном Ивирскому монастырю, также говорится об императоре как покровителе подданных в интересах общей пользы1. Огромную роль в противостоянии христианского Запада и Востока играло выступление Фотия и Иоанна Златоуста против западного догмата Filioque. Фотий боролся тем самым за троическое ипостасное единоначалие (единосущность) в христианстве и опирался на Евангелие от Иоанна (Ин. 15, 26). Латинян он обвинял в пантеизме. Этот богословский принцип играл важную роль в освящении византийского централизма и формировании ряда социальных институтов, отражающих этот централизм (например, прония, фемы). Иными словами, отрицание Filioque было одним из высших мировоззренческих принципов византийской политологии, социологии и экономики. В XV в. борьба против Filioque, как известно, развернулась на Ферраро-Флорентийском конгрессе, собранном ради заключения западно-византийской унии. Особенной активностью отличались выступления Марка Эфесского . В Византии, как известно, церковь, не будучи отделенной от государства, была частью социального организма и управлялась со времен Юстиниана в имущественном отношении гражданским правом. Идея симфонии церкви и государства выражена у Константинопольского патриарха Афанасия I в следующих выражениях: Церковь должна поддерживать императорскую власть и поддерживаться ею . Впрочем, принцип симфонии названных институтов, являясь теоретической нормой, не всегда последовательно проводился на практике. Как отмечалось, взаимосвязь светского и канони- 1 Actes de Iberon, vol. III. P. 184. 6-7; 13-14. 2 Petit L. Patrologia Orientalis, vol. 17; PG, vol. 169; Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М. 1994 (Репринт). 3 Corr. of Athanas. No 61. P. 138.7. ческого прав, а также сферы их применений не были достаточно четкими1. Архимандрит Киприан в своем исследовании антропологии Григория Па-ламы писал: Коронуя басилевса, миропомазуя его и даже допуская его участвовать в литургической жизни, церковь признавала царя как чин в церкви, а царское дело хотелось представить как служение . Характерной чертой византийской цивилизации, отражающей влияние богословия на социальную жизнь, была возникшая со времен Юстиниана практика приравнивания канонов к государственным законам. Каноны и законы нередко дублировали друг друга, сфера их применения не была четко разделена3. Некоторые кодификационные правовые сборники носили название номоканонов (Ситагма Матвея Властаря XIV в.). В VII новелле Льва VI утверждается, что, если государственный закон больше подходит к делу, то ему следует отдать предпочтение перед каноном и наоборот. Ниже мы возвратимся еще к рассмотрению двух синхронных постановлений, относящихся к юридическому статусу афонского прота: Андроника II Палеолога и патриарха Нифонта, датируемых I половиной XIV в. В обоих документах почти в одинаковых выражениях говорится о частичном подчинении афонского прота патриарху4. Далее, в одном из актов Афонского монастыря Лавры св. Афанасия, а именно в дарственной Марии Ангелины от 1304 г. говорится о даре монастырю ряда владений, которыми 1 Beck H.G. Nomos, Kanon und Staatsraison in Byzanz Osterreich. Akad. d. Wissensch. Philos. hist. Kl. Sitzungsb. Wien, 1981. Bd. 384. S. 14. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М. 1996. С. 25. 3 Beck H.G. Nomos, Kanon und Staatsraison in Byzanz Osterreichische Akademie der Wissenschaften. S. 28. 4 Actes de Protaton/Ed. Papachryssanthy D. Paris, 1971, NN 11, 12. он должен владеть как собственник согласно божественным законам и святым канонам: 0£icov vouwv Kai xvv lepvv Kavovwv 1. Это выражение достаточно часто употребляется в актах. Возвращаясь к проблеме особенностей формирования византийской цивилизации в IX-XI вв., необходимо иметь в виду законотворчество Льва VI, императоров македонской династии, Комнинов, направленное на создание византийской чиновничьей иерархии, аристократической элиты, б ю-рократии, государственного управления. В результате социальной активности правящей элиты был создан традиционный правопорядок (та£ц). Резкая конфронтация с Западом привела к разделению церквей. Греческий язык стал официальным. Произошли различные социальные изменения, характерные для возникшего порядка. Появилась система фемного устройства, отмененная, впрочем, впоследствии из-за усложнения государственной администрации с ее сложными фискальными функциями, непосредственным подчинением их императору. Новая система отличалась еще большим централизмом и освящалась мировоззренческой идеей единоначалия и единосущности, воплощенной в отрицании Filioque, в идее исхож-дения св. Духа от Бога Отца. Исчезли античные магистраты, огромную роль в обществе и политике начало играть монашество. Вся политика была направлена на создание централистских тенденций, которые во времена Комнинов использовали в своих интересах отдельные группирующиеся вокруг властной элиты се- 1 Actes de Lavra, vol. II, No 98; 27. 2 Beck H.-G. Theorie und Praxis im Aufbau der byzantinischen Zentralver-waltung Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1974, Heft 8; Winkelman F. Zu einigen Problem der Geselschaftlichen Entwicklung im 8/9 Jahrhundert the 17th International Byzantine Congress. Major Papers. N.Y. 1986. S. 578. мейства. Возникший xaiV должен был укладываться в отличие от Запада в рамки централизма, хотя, естественно, возникали отдельные нарастающие во времени центробежные тенденции, с которыми власть пыталась бороться до конца своего существования. Была разработана система о рангах, обеспечивающая бюрократическое управление1. Финансы, таможня и налоги оставались в руках центральной власти и играли огромную роль в централизации управления. несмотря на то, что новая знать, составляющая отдельные кланы, имела земельные владения, видный политик и философ Михаил Пселл, утверждая, что чины и деньги составляют основу государства. Основы византийской бюрократии, в частности такая ее форма как получение функционерами за службу не земли, а денежных выплат зафиксирована еще в Новелле Юстиниана от 537 г. De ordine senatus, в которой говорится о привлечении многих лиц, не принадлежавших к сенаторскому сословию, на государственную службу за денежное вознаграждение из казны. Продолжая рассмотрение черт византийской цивилизации, отметим, что к названной выше эпохе сложилась византийская геополитика. Однако утрата империей к этому времени многих территорий, которыми она владела в ранний период своей истории, а именно ближневосточных, италийских, африканских и частично северобалканских владений не столько являлось основой дальнейших завоевательных планов по их возвращению, сколько византийской политической экуменической доктрины, которая служила целям конкретных политических амбиций, питая различные завоевательные планы и идеи. Кроме того, они служили целям политической пропаганды. Византийцы в рамках своих ведущих мировоззренческих док- 1 Michel Psellos. Chronographie ou histoire dun smcle de Byzance (976-1077)/Texte йtablie et traduite par E.Renaulde, P. 1926, vol. I. P.19. трин констатировали стабильность основных институтов и ценностей империи, тех, которые мы можем охарактеризовать как отражающие византийскую цивилизацию. Высшим богословско-философским, мировоззренческим обоснованием подобных констатаций служила идея единой несли-янной Троицы (во имя которой отрицалась западная идея Filioque), олицетворяющей метафизическое единство Бога и земное единство жизни, являющейся результатом проникновения в мир нетварной божественной энергии. Вопрос о познании Бога в отличие от западной схоластики, не был вопросом умозрительной теоретической доктрины, это был вопрос всей жизни в ее сотеорологическом содержании. Опираясь на эту мирово з-зренческую идею, в плане политической теории стабильность ведущих политико-социальных, правовых и экономических порядков, выражалась в концепции вечного Рима , понимании ромеев как избранного богом народа, принципах политической ортодоксии, трактовке власти как имеющей божественное происхождение1. Византийская самоидентификация, самосознание византийцев отличались большим универсализмом, чем на Западе, где уже достаточно рано были выражены формы сословного самосознания, возникали. как уже отмечалось, многочисленные новые государственные и сословные институты, кончая сословными представительствами, парламентами. Своеобразие византийской самоидентификации, а также механизма воспроизводства византийской цивилизации во времени во многом определялись ролью византийского города и прежде всего Константинополя . 1 Яркое восхваление Константинополя содержится в хрисовуле Иоанна V Палеолога от 1342 г. Actes de Lavra, vol. III, No 123. P. 23. 34-46. 2 См., например, Anna Comnena Alexiade/Ed. Leib B. Paris, 1937, v.I. кн. I. 10-16. Данные пассажи обнаруживают не только антилатинизм, но и свой- Город, будучи местом обитания элиты, в духовно-интеллектуальном и социально-политическом планах являлся как бы моделью всего государства. Византийская политическая доктрина восходила непосредственно к режиму домината, в то же время в империи была жива и имела большое значение платоновская и аристотелевская идея города-полиса, объединяющего общины и семьи. Самосознание городской элиты - это и было самосознание государства, выражение его самоидентификации. Приблизительно с XII-XIII вв., когда эллины начали играть роль суперэтноса, Константинополь и другие крупные города стали выражением и этнической самоидентификации империи. Действительно, такие ярко выраженные формы самосознания города как идея превосходства ромеев, неприязнь к латинянам1 , признание элитой приоритета государственной службы по сравнению с местом в системе поземельной иерархии определяли устойчивые тенденции поведения византийской элиты и одновременно центростремительные тенденции государства. К этому следует добавить крайне уважительное отношение византийцев к евангельским текстам, постановлениям соборов и патристике, что ярко проявилось в споре византийских и западных делегатов во время Ферраро-Флорентийского собора. Что же касается специфических форм самосознания города (например, недовольство налоговым бременем), то они являлись провизорными идеологиями, представлявшими собой эмоционально-психологическую рефлексию горожан или отдельных их социальных групп, вызванную развитием событийной истории. Следует вообще различать политическую теорию, восходившую к античности, но включенную в систему религиозного миросозерцания и ственные византийской элите антипапские настроения и ромейский патриотизм. 1 Anna Comnena, vol. I, кн. I. 2.3. развивавшуюся в рамках политической ортодоксии, и провизорную социально-ориентированную, испытывавшую социальное вынуждение идеологию, меняющуюся во времени и отражающую взгляды разных деятелей и социальных групп. Для Византии в связи с рядом ее политико-социальных особенностей, о которых речь впереди, данное различение особенно важно, т.к. оно связано со спецификой механизма снятия противоречий между явлениями мировоззренческого и событийно-прагматического рядов. В то же время известно значительное число фактов борьбы городов с налоговыми чиновниками и соответствующих провизорных антигосударственных идеологий или точнее настроений горожан. Элементы такой идеологии или настроений и соответствующей политики наблюдались, например, как это хорошо известно, в Византии в эпоху многолетней гражданской войны XIV в. Тем не менее, эти настроения не превратились в серьезные социально-политические и правовые концепции, которые, пережили бы во времени, связанные с ними события, и могли бы создать серьезные теоретические идеи и предпосылки для появления концепций, служащих альтернативами доминирующей политико-правовой доктрине, а, следовательно, стать побудительным мотивом к модификации этой доктрины, равно как и стимулом к созданию новых социально-экономических, правовых, вообще государственных институтов. Возможно, это и случилось бы в Византии позднее, если бы не политическая гибель империи, завоеванной османами. В отличие от эпохи гражданской войны XIV в. характеризующейся длительной ситуацией, включавшей ряд событий, в том числе и борьбу городов против налогов и за принцип легитимности, известен ряд подобных кратковременных эпизодов, которые можно назвать городскими конфликтами. Анна Комнина ярко описывает такой конфликт будущего императора Алексея II Комнина еще в бытность его стратопедархом и жителей го- рода Амасии, с которого Алексей Комнин пытался получить деньги на свои военные нужды, что ему и удалось с помощью хитрости . На Западе основная тенденция развития средневековой цивилизации проявилась в дихотомии земной мир , небесный мир и выразилась в появлении прагматической системы ценностей, способствовавших, как отмечалось, развитию и появлению новых сугубо секуляризованных институтов. Они развивались в дальнейшем как бы самостоятельно, вначале в форме спонтанного развития феодальной системы, а затем в условиях ее кризиса и создании предпосылок Нового Времени. У Августина противоречие прагматических и мировоззренческих уровней сознания снималось в эсхатологической идее окончания земного царства, в идее восторжество-вания царства божьего. Разбожение земного царства, происходившее в реальной жизни, стремилось к этой эсхатологической идее, как к пределу и проявлялось в секуляризированной идеологии элиты, рыцарства, горожан, купцов, клира, крестьян и т.д. Византия не была знакома с таким характерным для Запада явлением как борьба городов с сеньерами. В Византии античные полисы, потерявшие свое самоуправление еще в ранней Византии постепенно были включены в систему государственного управления во главе с государственным чиновником. Борьбу западных коммун за независимость еще О.Тьерри сравнил с движением за конституцию в XVIII-XIX вв. О.Конт, предвосхитив выводы более поздних фундаментальных исследований, полагал, что эти дви- 1 Anna Comnena, vol. I, кн. I. 2.3. Тьерри О. Городская коммуна во Франции в Средние века. Спб., 1901. С. 26. 1 2 3 4 5 ... 8 |
© 2024 РубинГудс.
Копирование запрещено. |