Популярное

Мифы о звукоизоляции



Как построить дом из пеноблоков



Как построить лестницы на садовом участке



Подбираем краску для ремонта



Каркасные дома из дерева


Главная » К вопросу

1 2 3 4

К вопросу о социальной философии

Шолохов В.Г. (vitalij sholohov@mail.ru )

Российская академия государственной службы при Президенте Российской

Федерации

Двадцать первое столетие выдвинуло на первый план задачу анализа влияния растущей интеграции мировой экономики на все стороны жизни Человечества.

Глобализация - название происходящих сегодня процессов это - вызов, который бросает философам, социологам, политикам и другим специалистам, признанным строить прогнозы и давать практические рекомендации людям. Пересмотру и уточнению подвергаются все мировоззренческие и методологические положения, добытые человечеством за две с половиной тысяч лет.

Вопросы методологии анализа такого сложного объекта, каким является современное общество, рассмотрим в форме дискуссии Ученого и Философа.

ФИЛОСОФ: Философы по мнению В.И.Ленина должны следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в области естествознания ... \ И естественник должен быть современным материалистом 2. УЧЕНЫЙ: Последние достижения науки, относящиеся к вопросам эволюции человечества, теории информации и экономического обмена, дают возможность нам разобраться с современными проблемами человечества (в том числе и глобальными) и сделать достаточно уверенный прогноз развития социальных явлений на ближайшие 10-20 лет. ФИЛОСОФ: Чистый учёный математического склада часто решает свою задачу, отбрасывая трудности, всегда выбирая путь наименьшего логического сопротивления. Он убеждён, что истина заключается в стройности основных идей: факты выводят его из терпения, и отсутствие цельности у жизненных явлений он рассматривает как помеху, а не как живую проблему. Обычно ему не хватает чувства истории.

УЧЕНЫЙ: Философский подход к природе, обществу, познанию и т.д. характеризуется предельно абстрактными категориями, из которых какие-то могут быть применены к анализу общества, но только в гносеологическом плане. Иерархия категорий вообще остаётся пока неразработанной . Другие подходы постепенно были отнесены к науке, что резко сократило предметную область философии, а это вряд ли является оправданным со стороны здравого смысла.

ФИЛОСОФ: Мы понимаем философию как мудрость бытия в мире, призванная ответить на вопрос о смыслах человеческого существования в обществе и истории. УЧЕНЫЙ: На грани тысячелетий весь мир уверенно вступил в эпоху глобализации. Если предыдущая эпоха - это эпоха индустриализации и она

В.И.Ленин ПСС, т,45,с. 29 там же, с. ЗО

Л.Е.Балашов Ошибки и перекосы категориального мышления М., 2002, С. 137.



характеризовалась территориальными образованиями в поперечнике порядка 3,5 тысячи километров, то нынешний очередной этап эволюции человечества охватывает всю Землю целиком, то есть имеет планетарный масштаб4.

Процесс планетаризации, конечно, не имеет характера единовременного и повсеместного движения всех стран и народов к новому устройству жизни на Земле. Более того, эти процессы протекают коэволюционно со своими постоянными временных характеристик. И такой характер эволюционных процессов не является следствием чьего то непонимания или заговора. Консерватизм отдельных стран, народов, культур объективно связан с инерцией созревания индустриального и предыдущих этапов их локальной эволюции.

В то же время не совсем проясненной остаётся цель и направления планетарной эволюции. Последнее порождает различного рода (в том числе, психологические) проблемы. В обстановке неопределённости появляются и отдельные реакционные идеи типа золотого миллиарда . Как будет проходить процесс глобализации важно и для теоретиков либерализма, и для теоретиков социализма, а также для профессиональных, национальных, религиозных, культурных и иных движений и организаций. Сама эквифинальность процесса эволюции предопределяет необходимость выбора того пути, по которому будут развиваться события на нашей планете в обозримом будущем.

Этот факт, что после индустриализации в результате процессов глобализации должен возникнуть единый мировой порядок и именно планетарного масштаба, является следствием теории иерархического строения бытия, в которой в последние годы обнаружены стационарные закономерности и расширения в пространстве, и развития во времени. Особенностью иерархического строения бытия является то, что часть из его иерархических уровней, существуя идеально, в то же время реализуются исторически постепенно. Это как раз относится и к самому планетарному уровню существования человечества.

ФИЛОСОФ: Общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий анализирует СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - автономная исследовательская область философии.

В истории философской мысли выделяются два типа социальной философии, исходящие из разного понимания своих целей и задач: ценностная и рефлексивная социальная философия. Ваш подход ближе к рефлексивной социальной философии. Её задача - анализ сущности и существования социальной реальности как подсистемы целостного мира. Однако Ваша позиция как бы исключает ценностную философию, которая обосновывает суперсистемы человеческой культуры , состоящие из знаний, верований, образов и норм, осуществляет рефлексию ценностей существования и поэтому предстаёт как ценностное самосознание эпох человеческой истории 5. УЧЕНЫЙ: О ценностном подходе мы поговорит позже. А сейчас я хочу

С.Н.Гринченко Глобализация в кибернетическом представлении (как этап социальной метаэволюции человечества) Региональная межвузовская научная конференция Становление информационного общества в России: философские, политические и социологические проблемы , МИРЭА, 15 ноября 2002

К.Х.Момджян Социальная философия Новая философская энциклопедия, М,. Мысль ,2001, С. 609.



Вам напомнить, что именно рефлексивный подход нуждается в особенном внимании. Об этом говорят сами философы: Важнейшей задачей социальной философии является построение системно-структурной модели общества вообще , которая должна свести воедино универсальные, исторически инвариантные признаки общественной организации, независящие от пространственно-временных форм ее существования. Это достижимо лишь при помощи системного анализа объектов с органическим типом целостности. Исходной задачей становится структурный анализ общества - установление реестра образующих социальную систему частей, выделение уровней структурной организации общества (его подсистем, компонентов и элементов), находящихся в отношениях, иерархического соподчинения. 6 Здесь уместно вспомнить, что общетеоретическая философия как учение о бытии, совершив за 2500 лет половину цикла от материи к рефлексии, постепенно возвращается к материалистической точке зрения досократиков об иерархическом строении бытия , в котором каждый новый уровень представляет собой самоорганизующуюся систему (это было открыто Кибернетикой). Все уровни бытия характеризуются однотипными параметрами, между значениями которых у двух смежных уровней существуют универсальные пропорции. Это поразительный факт, что эти пропорции сохраняются во всем диапазоне от атомов до галактик. Каждый уровень иерархии представляет собой организацию , имеющую три взаимосвязанных функциональных уровня. Все уровни иерархии связаны друг с другом (через все функциональные уровни) цепями обратной связи (терминология Кибернетики).

Основные составляющие современного взгляда на мир это:

иерархическое строение мира (суперсистемная парадигма);

оптимизационный механизм функционирования всех структур мироздания8;

содержание и структура каждого уровня определяется внешним (вышестоящим) уровнем иерархии;

оптимизационные цели организаций заданного уровня являются

совокупностью целей, каждая из которых порождается взаимодействием с

другими организациями .

ФИЛОСОФ: Это всё наука, а хотелось бы подойти к социальной философии (даже системной) именно с философских позиций.

УЧЕНЫЙ: Нами высказывается мысль, что философским можно считать такое любое исследование, при котором предмет исследования рассматривается как бы сверху , с позиции более высоких уровней иерархически устроенной действительности. Ярким выражением нашей

К.Х.Момджян Социальная философия Новая философская энциклопедия, М,.

Мысль ,2001, С. 610.

Н. Лобковиц От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики Вопросы философии.- 1995.- №1.- С. 95-105.

В.Г. Шолохов В.Г. Об иерархической парадигме управления обществом Доклад на

Международной научно-практической конференции Анализ систем на рубеже

тысячелетий: теория и практика - 2001 9

В.Г.Шолохов О четырех информационных задачах управления Социальная информатика-99. М.:Социально-технологический институт, 1999. С. 55-63.



позиции являются слова К.Маркса о том, что ключ к анатомии обезьяны - в анатомии человека 10. В этом и состоит, на наш взгляд, реализация системного принципа об определяющем влиянии внешней среды.

Безусловно, любое человеческое общество состоит из людей. Как показано рядом исследователей11, человек с онтологических позиций представляет собой иерархическую систему, устроенную подобно структуре мироздания и имеющую две сущностные части: внутреннюю и внешнюю, как бы человек для себя и человек для человека (так, возможно, выразился бы Гегель). Система человек включает много уровней иерархии, каждый из которых имеет свое назначение и механизм реализации этого назначения. В целом все эти уровни служат для обеспечения надежности существования и продолжения рода человеческого. Таким образом, человек имеет определенные степени свободы в своей жизнедеятельности, Но в то же время человек подчиняется тем же законам природы, которым подчиняются и неодушевленные объекты. Более того. Сам человек, - писал К.Маркс, - рассматриваемый как наличное бытиё рабочей силы, есть предмет природы, вещь, хотя и живая, сознательная вещь 12. Значит, совокупность людей представляет собой статистический ансамбль, подчиняющийся законам термодинамики. Например, если рассматривать жизнедеятельность человечества как систему находящуюся в нестационарном устойчивом состоянии с природной средой, то основными показателями её жизнедеятельности должны быть те же показатели, которые характерны для статистических систем. Основным из них является энтропия.

ФИЛОСОФ: Субстанциальной основой общественной жизни является предметная деятельность общественного человека. Потребности человека являются первопричиной его активности. Мерой деятельности является величина богатства создаваемого и потребляемого людьми за какой то интервал времени (в экономике это один год). Понимание реальности человеческого богатства дал, например, К.Маркс: ...чем же является богатство, как не универсальностью потребностей, способностей, средств потребления, производительных сил и т.д., созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой природы , так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека . безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу? 13 Таким образом, богатство является целью производства, но целью производства является не только само по себе производство, но и человек. Богатство является центральным понятием в анализе социально-экономического положения государства. В экономике под ним понимают валовой национальный продукт, измеряемый как суммарная стоимость всего, что было создано за год. Энциклопедический словарь дает такое определение: Богатство общественное (национальное) есть совокупность материальных благ, находящихся в собственности всего общества или отдельных его классов, групп и лиц . Это определение отличается от

К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч., т.14. с. 219.

11 См.,например, С.Н. Гринченко Социальные иерархии как суперсистемы Социальная информатика-2000. М.: Социально-технологический институт, 2000

12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т..23. с.213-214.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.,1955-1974, т.46, ч.1, с.476.



приведённого выше учетом накоплений и естественных запасов (потенциалов). Сюда же следует отнести и такой специфический продукт , как интеллектуальный и моральный потенциалы.

УЧЕНЫЙ: У нас здесь понятию Богатство придан некий формальный смысл, который, однако, в силу своей системности лучше подходит для описания структуры общества, его параметров и целей, что позволяет предложить новый механизм управления обществом. На языке физики понятие Богатство может быть введено так.

Известно, что энтропия физических систем возрастает - есть такой закон - второй закон термодинамики. Благодаря сознанию деятельность человека превращается в труд, который ведёт к уменьшению энтропии. В первом приближении (некоторые продукты, которые производит человек, направлены не на удовлетворение потребностей людей, а идут во вред человеку) можно считать, что величина понижения энтропии и есть мера произведённого богатства. В то же время уменьшение энтропии является мерой информации. Поэтому богатство имеет размерность информации. Это даёт нам возможность выявить направления роста богатства14.

Энтропия - сложная структурная функция, содержание которой раскрывается применением эквивалентных преобразований размерностей15.

Нами рассмотрены два варианта таких преобразований, по одному из которых основными параметрами системы человечество являются время (труд) и энергия, а по другому (более сложному) - труд, энергия, продукт, ресурс, деньги и условия (в том числе, земля). Отметим, что во втором случае труд играет как бы обратную роль, то есть, имеет значение экономия труда. Кстати, именно эти параметры должны считаться основными категориями социальной философии.

ФИЛОСОФ: Логическое должно соответствовать историческому. Поэтому надо начать с простого. Взаимодействие - конечная причина вещей (Энгельс), надо начать, например, с взаимодействия двух людей.

УЧЕНЫЙ: Хорошо. Рассмотрю взаимодействие двух людей и посмотрю, как оно должно развиваться: исторические факты послужат мне основой для конкретизации моей модели и проверки выводов из нее.

Перечисленные выше параметры в разные периоды истории привлекали внимание исследователей в разной степени. Так античная философия оставила без внимания проблему труда. Это было связано видимо с тем, что основными параметрами в мировоззрении древних был труд рабов как затрата времени и энергия (военная сила). Как и другие источника энергии - скот, огонь, ветер - рабы и войско не выходили за рамки природных условий существования человека и поэтому не становились предметом философского рассмотрения. Тем более, что военная сила, состоящая из тех же людей, использовалась в основном для разрушения. Это затрудняло создание теории общей трудовой деятельности человеческого общества. Только после того, как творческая составляющая стала превалирующей (то есть, уже в эпоху Возрождения), стала возможной и теория трудовой деятельности.

14 В.Г.Шолохов Структура информации, капитала и направления роста богатства общества Социальная информатика-95. М.:Институт молодежи, 1995. с. 47-57.

П.Г.Кузнецов Искусственный интеллект и разум человеческой популяции, в книге: Е.А.Александров Основы теории эвристических решений, М.,Советское радио, 1975



Проблемы труда в теориях Рикардо и Адама Смита выходят на первый план именно благодаря переходу экономики на вторую модель, когда труд приобрел статус ресурса. Как всякий ресурс, труд стал представлять капитал , который необходимо использовать экономно. Другое дело, что в процессе обмена труд работника - зарплата хозяину выгодно максимально эксплуатировать работника.

Первый вариант (труд - время, энергия) параметров экономики нес в себе и противоречивую ситуацию, связанную с тем, что результат должен быть пропорционален затраченному труду (человеко - часам!). В свое время К.Маркс правильно заметил, что в этом случае труд бездельника является не менее производительным , чем труд человека, производящего продукты и услуги для других. Сама жизнь потребовала другой более совершенной системы параметров, описывающей (системно) трудовую деятельность людей. Использование условий, энергии, ресурсов природы, а главное - продуктов и информации, произведённых другими людьми поставили вопросы об отношении ко всему этому с правовой точки зрения. Поэтому вопросы собственности уже ставились в древней Греции, причем, Платон оказался противником частной собственности, а Аристотель - сторонником ее. Видимо Платон стоял на позиции концепции двух параметров (труд - время, военная сила). А Аристотель уже переходил на позицию более сложной модели экономики. Платон рассматривал в основном воинов (и их правителей) и их отношение к частной собственности. В условиях военной организации речь о независимости от организации не может стоять, а именно независимость является условием торговли и т.д. Аристотель же рассматривал именно труд и стимулы к его совершенствованию.

Физической основой и сущностью рабовладельческого строя является свойство систем оптимизации, заключающееся в увеличении потенциала системы, которая использует большое число параллельно включенных подсистем. В любом случае, необходимым условием военных достижений было наличие превосходящих военных сил. Это создавало и необходимые предпосылки к увеличению и других потенциалов, в том числе и трудового.

ФИЛОСОФ: Надо искать законы, а закон - это отношение сущностей или между сущностями. Сущность - метод (способ, модель) познания ( ...сущность явлений, выражаемых через законы, категории (понятия), еще не равнозначна бытию, но есть метод, ступень приближения к бытию )16. Это вытекает из мысли В.И.Ленина: Сущность стоит посредине между бытием и понятием, как переход к понятию (=абсолют) 17.

УЧЕНЫЙ: В историческом плане научно-техническая революция способствовала нарушению целостного взгляда на общество. Та сфера жизни общества, которая была связана с промышленностью и обслуживающей ее торговлей, настолько стала превалирующей, что появились идеи их самостоятельного существования, независимого от общества и представлявшего его интересы государства. Либерализм выступил идеологией этого направления. Выступивший альтернативой

С.П.Первухин Экономические законы в пазвитом социалистическом обществе, особенности проявления и использования Изд-во МЫСЛЬ, М. 1974.

17 В.И.Ленин ПСС, т.29,с.116.



ему социализм известен перегибом в другую крайность: диктатура пролетариата ничем не лучше диктатуры капитала. Известны последствия такого характера общественного развития: конкуренция, неравномерное развитие, кризисы, войны, гибель людей.

Возникает необходимость в выработке целостного (системного) взгляда на строение, функционирование и развитие общества.

Один из возможных подходов к исследованию глобального уровня является представление мирового хозяйства как статистический ансамбль . Рассматривается устойчивое нестационарное взаимодействие этого ансамбля с оболочкой (внешней средой). Состояние ансамбля характеризуется физическими параметрами и системной характеристикой - действием. Действие определяет ту работу, которую может совершить ансамбль. Анализ размерности действия показывает те направления, по которым увеличивается количество полезной работы. Полный системный набор физических параметров в экономической интерпретации определяет Богатство (или Благо), которое является функцией пяти переменных:

Т - времени (трудозатраты);

Э - энергии (производство)

П - произведенных продуктов (товары);

Р - наличных ресурсов (предметы труда);

У - условий (информация).

Этот результат, полученный анализом размерности структурной характеристики - энтропии, позволяет нам построить полносистемную модель общества, которая должна состоять из 6 (шести) секторов: деньги, население, топливно-энергетический комплекс, произведенные продукты (товары, в том числе), природные ресурсы, инфраструктура (территориально-производственные комплексы). Каждый из секторов есть часть общественно-экономической жизнедеятельности общества, которая в силу действия закона рефлексии имеет свои собственные цели и средства для их достижения. В связи с этим будем рассматривать каждый сектор в виде Субъекта. Выделенные Субъекты характеризуются тем, какую переменную общественного богатства они создают в основном. Все шесть Субъектов модели взаимодействуют друг с другом, осуществляя обмен своими долями имеющихся у них ресурсов . При этом имеет место пять согласованных балансов: все ресурсы распределяются и используются для воспроизводства их же.

Результат жизнедеятельности любого из секторов (Субъектов) может быть описан в виде функции любой из шести переменных. Однако для возможности анализа всей системы, функции цели всех Субъектов модели должны быть описаны на языке одной переменной, например, в деньгах, трудозатратах, энергии и т.д.

Потоки денег, населения, энергии, продукции, ресурсов и условий могут быть фиксированы в виде шести балансов.

Так деньги (и ценные бумаги) разделяются на капитал (обязательные резервы, золотой запас), зарплата, деньги на воспроизводство, деньги на поиск и добычу ресурсов, деньги на создание условий жизнедеятельности общества (в т.ч. межнациональные отношения, экология (север-юг и т.д.), оборона, медицина, образование, культура), деньги на управление (наука, государственная статистика, технологии, средства массовой информации, социально-экологический мониторинг). Любой поток денег (вид денег)



должен существовать отдельно, хотя результатом жизнедеятельности общества является, в частности, и изменение величин этих потоков. Однако изменение потоков денег не должно происходить в результате смешения видов денег. Так, например, деньги на воспроизводство могут быть затрачены только на воспроизводство. Деньги на зарплату - могут быть затрачены только на зарплату. Деньги на экологию - только на экологию. И т.д.

Так, например, вырабатываемые Топливно-энергетическим комплексом ресурсы (электроэнергия, тепло, газ, услуги) распределяются на потребление во всех секторах системной модели общества. Откуда они возвращаются в виде денег, топлива, горюче-смазочных материалов, оборудования и инструмента, услуг и т.д. в соответствии с соглашениями, ценами и тарифами.

Так население (как рабочая сила) распределяется на работу в области обслуживания потоков денег, воспроизводство энергии, воспроизводство населения, производства товаров и услуг, добычу и управление ресурсами, создание социально-экологических условий, в т.ч. обработку информации. Перераспределение рабочей силы может производиться только на основе профессионального переобучения, но не механически.

Так производство - это есть производство денег, энергии, производство для воспроизводства населения, для самовоспроизводства, для добычи ресурсов (руда, нефть, газ, уголь, корма и т.д.), для создания условий, в т.ч. обработка информации и связь.

Так добытые ресурсы распределяются между всеми секторами системной модели общества, в том числе для внутренних нужд. Устойчивость и равновесие сектора обеспечивается возвратом (в основном деньгами) в соответствии с тарифами, ценами и договорами.

Так создание условий есть создание условий для сферы ценных бумаг, для производства энергии, для роста населения, для повышения внутреннего валового продукта, для добычи ископаемых ресурсов, для обеспечения безопасности всех структур общества и т.д. Таким же образом, информационные потоки должны обслуживать все сферы жизнедеятельности общества и обеспечивать согласованность оценок всех видов деятельности общества самих по себе и между ними. Поэтому органы управления относятся к шестому сектору.

Все шесть балансов: деньги, энергия, население, производство, ресурсы, условия и информация должны быть согласованы между собой.

Согласование балансов производится на основе решения пяти уравнений, отражающих юридическое равенство всех шести секторов жизнедеятельности общества: финансовой, топливо - энергетической, трудовой, производственной, добывающей, социально-экологической и управленческой.

Результатом такой плановой работы, которая должна проводиться под контролем правительства, может быть достижение устойчивости и развития общества.

Между всеми потоками устанавливаются определенные из упомянутой выше модели пропорции. Заработная плата - пропорция между мерой труда и мерой получаемых за него денег. Стоимость продукта - пропорция между деньгами (ценой) и определенной (количественной и качественной) мерой продукта. Себестоимость продукта - пропорция между затратами (в



денежной форме) на производство продукции заданной (количественной и качественной) меры. И так далее. Таких основных пропорций - 6х5 (шесть потоков каждого фактора разделяются на 5 остальных потоков и на собственное потребление). При этом первый из рассматриваемых потоков задает единицу измерения . Например, денежный поток задает единицу = рубль, трудовой поток = человеко-час, производство = тонна-километр, ресурсный поток = киловатт, поток условий = показатель комфортности , информационный поток = изменение энтропии системы. Но ввиду наличия пропорций может быть принята одна общая мера , в которой измеряются все пропорции. В России это был человеко-час, а сегодня - рубль (доллар). Хотя и тогда и сегодня на практике нет системности!

Установленные (согласованные) пропорции определяют возможные на текущий момент уровни (скорости) роста капитала, прироста населения, роста производства, увеличения ресурсов, улучшения условий жизни и информационного обеспечения. Возможно проведение политики, т.е. сознательное изменение одних пропорций за счет других. Как правило, это имеет место при сравнении своих пропорций с пропорциями других ( развитых ) стран. И может быть следствием амбиций политических лидеров.

Может показаться, что предложенная модель далека от рыночной экономики. Но это не так. Устанавливаемые пропорции не исключают проявление изобретательства в достижении больших для себя выгод, например, текущий курс доллара не ограничивает возможности получения спекулятивной прибыли за счет большей информированности или рекламы. Более того, предлагаемое моделью усовершенствование управления в обществе за счет введения и использования шести согласованных балансов уравнивает в правах такие усовершенствования, как изобретательство в технологиях, пропаганда и агитация с целью воспитания претензий и вкусов в обществе, как использование ошибок в управлении, как совершенствование личного мастерства и т. д. Короче говоря, не только деньги, но и другие факторы жизнедеятельности общества приобретают равный статус ценности, участвуют в оценке богатства общества. Это с одной стороны. А с другой стороны, сохраняется широчайший пласт совершенствования мастерства, техники, технологий, условий, научных и эвристических открытий, что лично для каждого человека обозначает свободу воли, а для других факторов жизнедеятельности общества - свободу развития. ФИЛОСОФ: Рассмотрение разделения труда и обмена представляет

величайший интерес , - отмечал К.Маркс. Впоследствии в экономической рукописи 1861-1863 г.г. К.Маркс отмечал, что разделение труда в известном отношении является категорией всех категорий политической экономии 19.

УЧЕНЫЙ: Приведённая выше структура разделения труда возникла в ходе исторического развития. Что касается обмена, то он является универсальным способом взаимодействия в природе. Даже элементарные частицы взаимодействуют, обмениваясь ещё более элементарными частицами.

ФИЛОСОФ: В истории человечества первоначально обмен явился результатом специализации: животноводство - земледелие. Смотри Ф.Энгельс:

К.Маркс и Фэнгельс Сочинения, М, изд.2,т.42, с.144. К.Маркс, Ф.Энгельс т.47, с.298.



Происхождение семьи, частной собственности и государства .

УЧЕНЫЙ: Обмен между людьми привел к неравенству, концентрации богатства, специализации и разделению труда между ними. Какой неустойчивый, хотя и созидательный процесс!

ФИЛОСОФ: К.Маркс впервые показал, как это происходит и почему. В возможностях естествознания показать это еще раз как-то по-другому?

УЧЕНЫЙ: Да, нами разработана математическая теория обмена. Возможны три варианта целей организационных структур:

Изоляция ( железный занавес ). По классификации А.А.Богданова20 это случай отсутствия взаимодействия сторон.

Достижение согласованного оптимума. Хотя нарушение согласованности может иногда дать выигрыш одной из сторон, однако соблюдение согласованности гарантирует, что этот выигрыш не обернется проигрышем21 .

Достижение превосходства в борьбе. Деятельность сторон в этом случае можно описать моделью борьбы за лидерство на основе сравнения потенциалов и борьбы за их превосходство.

В условиях обмена между сторонами непосредственная цель борьбы - больше получить, меньше отдать -трансформируется в ряд рефлексивных целей, которые могут быть выражены в форме закона: борьба за превосходство потенциалов. Действительно, чем выше уровень экономики, тем выше экономический потенциал. Но это означает, что - ниже потребности и тем самым лучше результаты борьбы (обмена). То же самое можно сказать о политике, образовании, культуре и т.п.

ФИЛОСОФ: Жизнь - форма существования организмов, особенностью которой является постоянный обмен (взаимодействие) организма с окружающей средой; обмен веществом и информацией.

УЧЕНЫЙ: Информация, даже в форме простого житейского наблюдения, показывает человеку, что превосходство другого в силе, преимущество в виде запаса продукта, обладание информацией, методом и средством делает другого человека сильнее его.

Появляется основа для возникновения соревнования (конкуренции). С другой стороны, человек, познавший преимущество (власть), не желает терять его и, узнав о начале соревнования, приложит все силы, чтобы не допустить равенства. Так возникает основа прогресса. Правда, иногда вопрос решается военным столкновением. Но это чаще - способ проверки истинного соотношения сил.

ФИЛОСОФ: В этом суть диалектического закона: единство и борьба противоположностей.

УЧЕНЫЙ: Да, взаимодействие - обмен людей перерастает в борьбу, результатом которой должен быть прогресс, когда борьба становится

А.А.Богданов Системная организация мира Всеобщая организационная наука (тектология) 3-е изд. Л.-М.1925.ч.1 с.81-99 21

Шолохов В.Г. Как создать устойчивый подъем в экономике (Системная утопия) Социальная информатика-98. М.: Социально-технологический институт, 1998. с. 97-106.





1 2 3 4
© 2017 РубинГудс.
Копирование запрещено.