Популярное

Мифы о звукоизоляции



Как построить дом из пеноблоков



Как построить лестницы на садовом участке



Подбираем краску для ремонта



Каркасные дома из дерева


Главная » К вопросу

1 2 3 4

Ш о л о х о в В. Г. (vitalij sholohov@mail.ru)

Российская академия государственной службы при Президенте РФ

В первой части нашей статьи осталась без развития проблематика, связанная с вопросом о концепциях общественного исторического развития. Продолжим дискуссию Философа24 и Учёного.

ФИЛОСОФ Проблема развития была поставлена и убедительно осмыслена ещё античными мыслителями. Правда, не обошлось без крайностей. Гераклит утверждал, что всё течёт, всё меняется . Философы эгейской школы полагали, что движение мыслить нельзя.

УЧЕНЫЙ Но общество в то время рассматривалось как часть Природы.

ФИЛОСОФ Только начиная с Ренессанса интерес философов обращается к человеку и обществу. Это стало возможным благодаря накоплению знаний и историческому опыту.

УЧЕНЫЙ Учёные считают, что ход эволюции коррелирует с такими выдающимися достижениями человечества, как речь, письменность, книгопечатание и изобретение ЭВМ.

ФИЛОСОФ Философская мысль сформулировала несколько концепций общественного развития. Так мыслители Возрождения считали единственным творцом и двигателем исторического развития человека, точнее выдающихся личностей.

УЧЕНЫЙ Во времена средневековья выдающихся личностей повидимому не было и, как следствие, - известный упадок в общественном развитии?

ФИЛОСОФ Общественная жизнь есть продукт деятельности людей. Однако законов общественного развития мыслители не могли найти фактически до 18 века. На основе достижений естествознания в 17-18 вв. в философии возобладала концепция механического развития общества.

УЧЕНЫЙ Учёные полагали, что знание законов Природы в конечном итоге поведёт к познанию законов развития общества. Но так как в отличие от неживой Природы Общество не допускает экспериментов, то для накопления необходимых данных потребовалось несколько столетий прежде, чем стало возможным найти закономерности общественного развития.

ФИЛОСОФ Выдающиеся умы благодаря своей интуиции смогли сделать очень интересные и весьма правдоподобные умозаключения. Так Гегель утверждал, что прогресс в развитии связан с появлением нового качества.

Мнения Философа взяты из лекций доктора философских наук профессора РАГС Григория Дмитриевича Чеснокова.



Новым качеством развития материи является дух. Субстанция Природы - деятельность и живая душа .25

УЧЕНЫЙ Да это была гениальная догадка. Наука сегодня считает, что всё бытиё существует как самоорганизующаяся материя. Отсюда проистекает необходимость иерархического строения бытия и возможность развития вверх по иерархической лестнице.

ФИЛОСОФ В конце 18 в. - первой трети 19 в. выдающиеся философы -идеалисты (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) показали, что действительное развитие должно иметь внутренний источник - стремление к усовершенствованию. Но развитие завершается, как только (по Гегелю) Абсолютная Идея познаёт саму себя.

УЧЕНЫЙ Сторонники идеалистической диалектики реальной истории не видели и не могли поэтому познать исторических закономерностей. Однако то, что поступательное движение человеческой истории имеет (в возможности) конечные пределы, они предсказали правильно.

ФИЛОСОФ К.Маркс и Ф.Энгельс развили материалистический взгляд на историю. У них исторический процесс - качественно особые этапы мировой истории, определяемые как очередные общественные формации.

УЧЕНЫЙ К. Маркс использовал открытые им закономерности капиталистического общества для познания более общих закономерностей, действующих во всех существовавших в человеческой истории общественно-экономических формациях.

ФИЛОСОФ К.Маркс, как и Гегель, утверждал, что мировая история движется по восходящей линии от более низких этапов к более высоким.

УЧЕНЫЙ К. Маркс связывал вопрос о направленности исторического развития с объективным историческим законом роста производительности труда человека.

ФИЛОСОФ На протяжении последней трети 19 в. и всего 20 в. Западная философская мысль связывала этот показатель (производительность труда) только с интересами рабочих. Что с их точки зрения лишает объективности

идей Маркса и его материализма. Маркс и Энгельс не сумели понять, что

инструменты и машины сами являются продуктами человеческого разума .

УЧЕНЫЙ Действительно, труд постепенно как бы замещается инструментами и машинами, энергий, ресурсами, деньгами и т. д. Действительно, современная концепция эволюции человечества связывает этапы истории с развитием знания. Но... В формуле размерности энтропии только время (труд) постоянно порождает информацию. Он же (труд) порождает и всё остальное, что связано с человеком.

ФИЛОСОФ Западная философская мысль 20 в. стоит на позициях, что никакого объективного исторического процесса никогда не существовало.

УЧЕНЫЙ Потребности общества и человека в труде и продукте -надстроечные духовные и интеллектуальные феномены, так как люди осознают их. Это однако нисколько не умаляет их объективного существования, хотя субъективно человек может оценивать свои потребности с двумя погрешностями. Одна из них - оптимистическое / пессимистическое смещение оценки от истинной величины. Вторая погрешность - преувеличение / преуменьшение изменения оцениваемой величины.

Гегель Г.В.Ф. Собр. Соч. В 14-ти томах, т. XI .М-Л. 1935, С.285 Людвиг фон Мизес. Теория и история. М., 2001. С. 110-111



ФИЛОСОФ Что первично - материальное или идеальное, как известно, имеет значение только при решении гносеологических проблем. Практически идеальное (информация) неотделимо от материального, хотя форма его (идеального) существования может быть непостоянной. Впрочем, сторонникам идеального и противникам исторического прогресса можно задать вопрос: Почему неравномерность социально-экономического развития проявляет себя локально повсюду и во все времена, но ей отказывают в существовании глобальном?

УЧЕНЫЙ Неравномерность и даже цикличность может иметь другие причины, например, научно-технический прогресс и использование ресурсов. Они являются следствием неустойчивости процесса накопления богатства. Каждая же новая общественно-экономическая формация это новая организация общества, соответствующая и обеспечивающая более высокий уровень производительности труда.

ФИЛОСОФ Накопление богатства приводило не только к количественным, но и качественным изменениям, так как создавало основу для качественных изменений экономического базиса. Сначала прогресс происходил в области совершенствования орудий труда, развития производительных сил общества. Затем эти изменения затрагивали социальную и духовную сферы и приводили к изменению основных политических институтов и общественных взглядов людей. Качественно различные этапы человеческой эволюции это -Древний мир, Средние века, Новое время. Гегель придерживался идеи трёх стадий в развитии мировой цивилизации: Восток - Греко-Римский мир - Европейская цивилизация. Вопрос не в том, есть ли сомнение в существовании коренных преобразований общества скачкообразного вида (то есть в форме революций), а в том, скрыта ли за этим какая-то объективная закономерность?

УЧЕНЫЙ Для ответа на поставленнй вопрос рассмотрим далее механизмы общественных координаций и трансформаций. Этим вопросам в философских и научных исследованиях уделяется достаточно пристальное внимание. Однако сложность социальных вопросов и влияние их на практическую жизнь людей настолько велики, что обращение к уже известным темам, рассмотрение их под новым углом зрения всегда желательно.

Классификация социальных формаций нужна историкам для, по крайней мере, логичного их изложения. Социальные регуляторы позволяют нам более конкретно понять те способы координации, которыми держится как единое целое общество. Социальные трансформации - это поле деятельности реформаторов и политиков. Сегодня, когда глобальные явления с особой силой вскрыли состояние социального неравенства между людьми разных стран, естественно встаёт вопрос о путях сокращения этого неравенства, то есть о социальной стратификации и трансформации существующих социальных формаций в более развитые типы. Такая деятельность должна иметь свою модель, чтобы преобразования могли быть обоснованы и доведены до сознания людей. В противном случае возникают подозрение в наличии шкурных интересов или попытках ввести в заблуждение.



В первой части нашей статьи выдвигается идея, что философским является любой случай рассмотрения системы с позиции более общей системы, точнее, системы, которая в иерархической модели бытия располагается на более высоком уровне иерархии. Нами предлагается рассматривать общество как статистический ансамбль, находящийся в равновесии с остальной природой. Интегральной характеристикой ансамбля является, как известно, энтропия, которая в неживой природе постоянно возрастает, а под действием целенаправленной трудовой деятельности человека может снижаться. Это снижение энтропии измеряет результат труда, то есть продукт, для производства которого, кроме труда, используются ресурсы: энергия, материалы, деньги. Кроме того, трудовая деятельность человека осуществляется в заданных исторических условиях. Основной составляющей которых является инфраструктура с её основной характеристикой - пропускной способностью каналов.

Труд является главным показателем человеческой деятельности, так как остальные факторы человеческой деятельности являются только её средством или объектом. Категория труда стала предметом философского анализа лишь начиная с эпохи Возрождения, хотя отдельные аспекты этого понятия были сформулированы уже Аристотелем и Платоном. Диалектический / исторический подход не даёт завершенной картины понятию Труд именно в силу принципиальной незавершённости эволюции. Предложенный нами физический / системный подход даёт завершенную модель общества, что и хорошо и плохо одновременно. Хорошо, так как модель позволяет делать завершённые суждения, как бы выявлять социальные закономерности. Плохо, потому что сильно упрощает объект, не учитывает многих деталей, особенно культурно - психологического плана. Однако, в принципе, наш подход допускает расширение и развитие, необходимые для анализа всех сторон социальной жизни . Кроме того, он применим и в случае взаимодействия нескольких обществ / систем.

Показателем эффективности труда является величина производительности труда. Мы рассматриваем производительность труда не в технологическом смысле, а как объём тех продуктов, которые получает человек за единицу своего труда. Для определения величины производительности труда составляется уравнение, выражающее предложенный нами принцип равенства в обмене человека с обществом. Это уравнение содержит не только материальные потоки труда и продуктов, но и оценки их с точки зрения недостатка или избытка. В результате появляется четыре показателя потребности общества и человека в труде и продукте. Для упрощения анализа значениям потребностей в труде и продукте даны значения +1 (недостаток) и -1 (избыток). В первой части нашей статьи приводится выражение величины производительности труда и расчёт значений величины производительности труда для всех 16 вариантов сочетания потребностей общества и человека в труде и продукте. Так как результаты этих расчётов потребуются нам для дальнейшего анализа, то приведём из первой части статьи полностью Таблицу, содержащую также результаты анализа.

Отметим, что расчётная величина производительности труда изменяется от - со (бесконечности), до нуля и неопределённости типа 0/0, и до +со (бесконечности). Так комбинации (4,8,12,13) дают отрицательные значения величины производительности труда: (-1,-со,-со,-1). Так комбинации (2,3,14,15) дают нулевые значения величины производительности труда: (0,0,-0,-0). Так



комбинации (6,7,10,11) дают неопределённые значения величины производительности труда: (%,%,%,%). Так комбинации (1,5,9,16) дают положительные значения величины производительности труда: (1,+со,+со,1).

Комбинации переменных Таблица

ftftftft

аП2/ах

ащ/ах 1

Произ водит. Труда

2/-2

-2/2

СР Общ.

Г

Н

Г

Н

Р

И

Р

М

Г

Н

Г

Н

Р

М

Р

М

СР Чел.

Г

Г

Н

Н

Г

Г

Н

Н

Р

Р

М

М

Р

Р

М

М

В Таблице П1 - функция богатства общества П2 - функция богатства человека Х1 - продукт (в том числе, человек) Х2 - труд (затраты времени и других ресурсов). СР - социальные регуляторы: Г - государство, Н - насилие, Р - рынок, М - мораль

О социальных регуляторах



Проблема формы и содержания социальных регуляторов периодически рассматривается в философских и экономических исследованиях. Так А.Чикан27 выделяет четыре социальных регулятора, которые он называет координационными механизмами . При этом, он отталкивается от концепции венгерского философа и экономиста Яноша Карнаи. Последний писал, что различаются следующие основные механизмы общественной координации: рыночная, бюрократическая, этическая и агрессивная. Все эти механизмы действуют одновременно в любом обществе, но один из них является доминирующим. Сущность перечисленных механизмов почти очевидна из их названий. Но остаётся открытым вопрос об условиях действия того или иного регулятора и причинах смены их.

Нами выдвигается предположение, что каждому социальному механизму соответствует при заданном уровне производительности труда своя комбинация потребностей общества и человека в труде и продуктах. В то же время, так как все социальные регуляторы действуют одновременно в любой исторический момент, то в период действия каждой формации должны существовать все четыре комбинация потребностей общества и человека в труде и продукте. Изложенное выше подтверждает наше предположение. Однако идентификация социального механизма для каждой комбинации потребностей требует некоторого творчества, так как никакой закономерности в соотношении потребностей не видно, чтобы можно было формально определять вид социального механизма. В приведенной выше Таблице в последней строке даны детерминированные нами виды социальных механизмов для каждой комбинации потребностей общества и человека в труде и продукте. Например, комбинации №16 соответствует рыночный механизм общественной координации. Общесто и человек не нуждаются в продукте (перепроизводство) и труде (избыток рабочей силы). Далее: комбинации №15 соответствует этический механизм общественной координации, так как общество и человек не нуждаются в продукте, а человек продолжает много работать, хотя у общества нет большой потребности в его труде. Это повидимому - общество творческих людей. Ещё пример: комбинации №8 соответствует бюрократический механизм координации общества (государство). И общество и человек нуждаются в труде; общество не нуждается в продукте, а человек нуждается в нем. Так как продукт производит всё же человек, то нужен механизм изъятия у него продукта в пользу общества. Этот механизм есть государственная деспотия. Наконец, комбинации №6 соответствует агрессивный механизм общественной координации. Общество не нуждается ни в труде, ни в продукте, а человек нуждается и в том и другом. Это может быть в том случае, когда продукт человека отнимается у него силой.

Об общественно-экономических формациях

Понятие отрицательной величины производительности труда требует особых пояснений. Имеет место два случая отрицательного значения производительности труда. 1) Если в результате труда имеет место не созидание , а разрушение, то производительность труда становится отрицательной,

CHIKAN A globalizacio es a gazdasagi tevekenysagak koordinacioja Ezredfordulo. 2001. №1. 24-29 o. Глобализация и координация экономической деятельности .Реферативный бюллнтень №12002. Государственная служба за рубежом. Глобализация: проблемы, перспективы, Изд-во РАГС, М., 2002, С. 30-35.



независимо от того, удовлетворены ли потребности общества и человека в продуктах. Это случай обществ, которые ведут войну, как форму своего существования. Другая интерпретация: человека заставляют трудиться, когда в этом нет общественной потребности и человек обеспечен продуктами (комбинации 4 и 8) или даже не обеспечен ими (комбинация 12). 2) Человек трудится, когда в этом есть и его и общественная потребность, но и общество и человек не нуждается в создаваемых продуктах (например, перепроизводство оружия) - (это комбинация 13). Вот в этих случаях имеет место отрицательное значение производительности труда. Общественное богатство не создаётся, а разрушается, или создаётся ненужный продукт - такова характеристика рассматриваемых комбинаций. Таковыми были тиранические деспотии в прошлом. Но и сейчас некоторые государства иногда оказываются в состоянии разрушения, а не созидания.

Нулевая производительность труда имеет место, когда потребность человека в труде противоположна потребности в труде общества. Например, человек нуждается в труде (избыток рабочей силы), а общество не нуждается в труде, так как находится в состоянии кризиса. Человек при этом может даже производить продукт, но который никому не нужен. С другой стороны, возможны ситуации, когда общество нуждается труде, но человек эксплуатируется сверх всякой меры (например, в случае рабского труда). Причем, положение не зависит от того, нуждается или обеспечен человек при этом продуктом. Рабовладельческое общество или современное общество в состоянии кризиса - такова характеристика рассматриваемых нулевых комбинаций.

Необычными с практической точки зрения являются случаи неопредённой производительности труда, то есть производительность труда может варьироваться в широких пределах в зависимости от влияния малых параметров (случайностей). Так же, как и в случае нулевой производительности труда, этот случай имеет место, если потребности в труде общества и человека противоположны. Однако, это же касается и продукта: потребности общества и человека в продукте соответственно противоположны. Полное противостояние человека и общества! Земледелие даёт нам примеры таких ситуаций: урожай или неурожай в состоянии увеличить богатство или разорить (комбинация №10). Перепроизводство (комбинация №6). Лагеря при социализме (комбинация № 7). Общество сильно нуждается в труде и продукте (разработка новой технологии) (комбинация № 11 - человек при этом много работает, хотя обеспечен всем, чем надо, с избытком).

Рассмотрим случай положительной величины производительности труда. Комбинация №1. Всё сбалансировано: потребности общества в труде и продукте соответствует потребностям человека в труде и продукте. Это равновесие даёт единичную производительность труда., т. е. человек получает столько, сколько производит, но постоянно нуждается (Китай!). Комбинация №5. Если общество нуждается в продуктах (новых), что может быть выражением перспективы прогресса (научно-технического), то (и) человек нуждается в труде и продукте (формула потребности человека (1,1)), то возникает ситуация большой производительности труда.

Комбинация №9. Если человек полностью обеспечивается продуктом так, что у него с избытком потребность в продукте оказывается удовлетворённой, то достигается очень высокая производительность труда.



Комбинация №16. Общество не нуждается в труде и рабочей силе. Производительность труда равна единице. Это фактически означает, что человек потребляет то, что производит. Это состояние общества - на грани кризиса. Если к>1, то имеет место подъём. Если же к<1, то - кризис, упадок. Случай к=1, - стагнация. Человек при этом много трудится, хотя в продуктах потребностей нет. Комбинация потребностей человека (-1,-1).

К. Маркс развил теорию об общественно экономических формациях, которые закономерно сменяли друг друга в соответствии с повышением производительности труда. Выше мы показали, что в общем есть комбинации потребностей общества и человека, при которых существует корреляция между обшественно-экономической формацией и уровнем производительности труда. Так деспотии соответствует комбинация №4. Рабовладельческому государству соответствует комбинация №3. Феодальному государству соответствует комбинация №11. Капитализму соответствует комбинация №16. Однако, на каждом уровне развития производительности труда существуют и другие комбинации потребностей, а значит - типов общества, которые не соответствуют историческому виду формации. Более того, они могли появляться в любой исторический период. Это свидетельствует о том, что предложенная К. Марксом классификиция типов обществ должна быть дополнена другим определяющим фактором. Этим фактором является механизм социальной координации.

О социальных трансформациях

У нас общество с комбинацией потребностей №16 идентифицируется как рыночное (капиталистическое). Основные черты капитализма: индивидуальное самоутверждение, рыночная конкуренция, глубокая дифференциация доходов, исключение государственного регулирования. Формула потребностей общества у нас (-1,-1), то есть - избыток рабочей силы и перепроизводство. Коэффициент производительности труда равен единице, что соответствует состоянию общества на грани кризиса. Однако возможен переход к комбинации №9 с её формулой потребностей (1,1), то есть нехватка рабочей силы и продукции в силу повышенного спроса. В этих условиях основные черты общества меняются: усиливается консолидация общества, при сохранении рыночной конкуренции шире задействуются институты согласования интересов, общественной солидарности и государственного регулирования.28 В результате достигается высокий уровень производительности труда. В таком обществе велика роль морали и идеологии, носителями которых являются отдельные люди, а через них - общество в целом.

Комбинация №9 характеризуется ещё тем, что определяет государственный механизм социального регулирования на уровне общества и рыночный механизм социального регултрования на уровне человека (типичного представителя общества). В то же время в обществе задействованы и другие механизмы социального регулирования. Они действуют в отношении тех слоёв населения, которые вынуждены много работать, хотя достаточно обеспечены. Это - моральные механизмы. Если это слои общества, которые вынуждены

28 SZAMUELY LASZLO www.szochalo.hu/Kritika/kritika 2002 szamuely 05.htm Л.Самуэли Глобализация и две модели капитализма Реферативный бюллетень №12002. Государственная служба за рубежом. Глобализация: проблемы, перспективы, Изд-во

РАГС, М., 2002, С. 40-45.



много работать, но при этом ничего не получают, то государство принимает меры насилия в отношении тех, кто допускает такое положение. И наконец, если человек нуждается в труде и в продукте, то государство принимает административные меры, организует социальную поддержку тем, кто находится в таком положении. Вот эта сбалансированная система фактически разных социальных механизмов общественной координации (рыночная, этическая, силовая и бюрократическая) и являются характерной чертой современных государств, в частности, США : общество фактически есть симбиоз четырёх разных обществ, между которыми, , стоят невидимые стены (в США особенно чувствуешь это).

Интересно то, что подобный набор инструментов, но уже внешней политики действует в отношении тех стран, которые можно было бы подобным образом охарактеризовать соотношением потребностей в труде и продукте. Так, например, США применяют насилие в отношении правительств тех стран, в которых население слишком сильно эксплуатируется, но одновременно не менее сильно нуждается. С теми странами, где много работают, но хорошо живут, отношения США строятся на морально-этической основе. Я думая, что это относится сегодня и к России. Тем же, кто нуждается в труде и в продукте, США организуют помощь. Должны, по крайней мере, оказывать помощь. Критерий нуждаемости может быть такой же, какой действует в США: если человек имеет доход, который на порядок меньше среднего дохода (на душу населения) гражданина США, то он получает помощь от государства. Единственное, что должно учитываться при определении нуждаемости, это - все составляющие богатства: труд, продукт, деньги, ресурсы, мощности и условия.

Сегодня, когда в результате процессов глобализации возникают планетарные структуры, управляющие трудом, товарами, финансами, производством, энергоносителями и инфраструктурой, они (эти планетарные структуры) должны понимать, что они должны нести ответственность и за социальное обеспечение, особенно в тех регионах, которые в этом сильно нуждаются (в том числе, и с точки зрения плохих экологических условий). Так как на роль координатора этих процессов сегодня претендуют США, то они (США) должны брать на себя не только силовые фукции, но и социальные, и морально-этические. Плохо, когда человек много работает и мало ест. Это -современное рабство! Однако, плохо и тогда, когда человек не имеет работы и еды. В этом случае ему должна быть оказана помощь. Конечно, есть одна проблема. Она состоит в том, что в других странах есть режимы, которые могут быть режимами насилия (морального или физического) или режимы бюрократические, являющиеся противниками (соперниками) США в их планетарной миссии. С ними трудно договориться. Но в жизни не бывает без проблем.

У нас общество с комбинацией потребностей №5 идентифицируется как социализм. Основные черты социализма: преобладание общественных интересов, плановое распределение продуктов сочетается с программным использованием рабочей силы, в распределении продуктов действует уравнительный принцип, рыночные отношения и частная инициатива не приветствуются. Так организованное общество социального/системного типа нуждается в рабочих для удовлетворения общественных нужд. Такое общество нуждается в силовом механизме социальной координации. Однако высокий показатель производительности труда не является достаточным оправданием бесчеловечной эксплуатации труда. Поэтому со временем социалистическое



общество трансформируется к комбинации №1, когда все во всём нуждаются, показатель производительности труда снижается к единице, а экономика начинает балансировать на грани кризиса. В этих условиях альтернативный вариант заключается в переходе от комбинации №5 к комбинации №9. Но для этого в обществе должны произойти изменения, чтобы отсутствие потребности в продукте у общества стало отсутствием потребности в продукте у человека. Эту задачу в определённой степени решает приватизация общественной собственности и переход на рыночные отношения. Повидимому именно эту трансформацию совершила Россия в результате бархатной революции 1991 года. . Но как мы видим, у неё была собственная ниша в виде комбинации №5, которая вполне могла бы обеспечить очень высокие показатели производительности труда на пути создания государственного рынка.

О социальной стратификации

Каждый из четырёх социальных механизмов имеет особенности, связанные с тем, что и у человека могут быть разные (четыре) комбинации потребностей в труде и продукте. Те, кто не имеет потребности в продукте, очевидно, относятся к социально обеспеченному слою общества. Второй слой -это те, кто нуждается в продукте. Вариация, связанная с потребностью в труде, только дополняет картину социальных потребностей до полной системы. И богатый и бедный человек может нуждаться в труде, или не нуждаться в нём. Есть богатые люди, которые продолжают трудиться. И есть бедные люди, которые тем не менее не считают нужным трудиться (бомжи, отшельники, нахлебники, ...). В обществе с заданным уровнем производительности труда различные слои общества находятся под контролем различных (всех) социальных регуляторов. Это ещё больше подчеркивает их социальное неравенство. И усложняет анализ общества, так как общество превращается фактически в конгломерат разных обществ. Хотя тот факт, что социальных классов должно быть четыре, может позволить иначе взлянуть на соотношение слоёв общества и сделать их более демократическими. Итак: разные слои общества живут фактически в разных обществах. При этом один какой-то слой идентифицирует себя со всем обществом. А сейчас рассмотрим с диалектических позиций понятие равенства.

Проблема равенства людей в обществе

Философ. Главное достижение марксизма состояло в предсказании коммунизма как перспективы выхода человечества из сферы необходимости. Учёный. Коммунистическая перспектива, то есть такая организация будущей жизни, когда люди свободны и равны и ставят себе цель сделать свободными и равными друг другу людей. Насколько просто провозгласить эту перспективу, настолько же трудно сказать, в чем заключается свобода и равенство людей, так как свобода предполагает свободу действий, а действия всегда затрагивают интересы других людей, то есть ограничивают их свободу. Значит свобода должна быть равной несвободой для всех. Что предполагает наличие и развитие организационного начала в обществе. И предъявляет повышенные требования к научности анализа, его системности и историчности.





1 2 3 4
© 2024 РубинГудс.
Копирование запрещено.