Популярное

Мифы о звукоизоляции



Как построить дом из пеноблоков



Как построить лестницы на садовом участке



Подбираем краску для ремонта



Каркасные дома из дерева


Главная » Модель развития компьютерного

1 2

Модель развития компьютерного творчества

учащихся

Стафеев С.А. (sergio@personal.mgn.ru)

Магнитогорский Государственный Университет

Изменения в содержании учебных программ, учебно-методических комплексах, требований к результатам усвоения, перспективы дифференциации образовательного процесса, допрофессиональной подготовки в условиях общеобразовательной школы ставят образовательные системы перед необходимостью кооперации материальных, финансовых, кадровых ресурсов для сохранения и улучшения качества образования.

Новый образ образования тесно связан с инновационными процессами в образовательной системе. Сегодня практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в развитии инновационных процессов и готовностью педагогов к их реализации, многозначностью понятий и отсутствием критериев новаций.

В научной литературе (исследования А.И.Кочетова, В.А.Сластенина, В.И.Слободчикова и др.) инновация рассматривается как целостная теоретическая, технологическая и методологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее выход на указанный уровень, как средство и процесс введения чего-либо нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию деятельности учителя и учащегося. Обобщая, мы отмечаем, что инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. Инновации своим существованием определяют инновационные процессы, которые протекают лишь в контексте инновационной технологии; инновационные методики создаются на конкретных сочетаниях новшеств, а использование в работе инновационных технологий возможно при



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 6 53 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

организации инновационной деятельности, которую можно

полноценно реализовать лишь в образовательном учреждении, работающем в инновационном режиме.

Социальными заказ: соответствие потребностейбщества, практики образована и личности

Выпускники общеобразовательных школ с развитым творческим потенциалом

Потребность образовательной

практики в инновационных преобразованиях

Потребность личности в творческом самоутверждении и самореализации

Цель: Развитие компьютерного творчества учащихся сельской школы

Обеспечение качества образования, подготовка молодежи к высококвали-

Развитие творческого мышления, гармонизация развития личности

Формирование качеств личности, способной к самоопределению

Комплекс принципов

Организации процесса обучения

Руководство учебной деятельностью

1. Принцип системности и последовательности обучения

1. Принцип доступности

2. Принцип эффективности

2. Принцип дифференциации обучения

3. Принцип сознательности и активности

3. Принцип наглядности обучения

4. Принцип связи теории и практики

Содержание обучения

Обогащение знаниями в области новых информационных технологий

Организация деятельности учащихся в сфере новых информационных технологий и развитие компьютерного творчества прикладного характера

Развитие умений творчески решать локальные, учебные и реальные проблемы, на основе современных научных подходов, используя функциональные возможности персонального

компьютера

Формирование элементов инженерного и художественного мышления учащихся с последующей реализацией на практике

Средства обучения

Аппаратный комплекс, соответствующий требованиям, предъявляемым производителями

современных программных продуктов

Современное, адаптированное для российских общеобразовательных школ программное обеспечение, позволяющее творчески решать поставленные задачи

Каналы связи и сетевое оборудование, способные обеспечить надежный доступ к международной сети Интернет

Дополнительное оборудование, поднимающее на более качественный уровень организацию учебных занятий (мультимедийные проекторы, веб-камеры, специализированные комплексы)

Методы обучения

Диалог с компьютером

Частично -поисковый

Исследовательский

Формы организации учебной работы

Бригадная форма обучения

Коллективная форма обучения

Звеньевое форма обучения

Индивидуальная форма обучения

Результат: переход на высокий уровень развития компьютерного творчества

Низкий уровень:



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 654 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

=>[

копирующе-воспроизводящий

Средний уровень: поисково-исследовательский

Высокий уровень: творческий

Рисунок №1. Модель процесса развития компьютерного творчества учащихся

Все взаимодействия и взаимоотношения представляются нам в виде цепочки: инновация -> инновационный процесс -> инновационные методики и технологии -> инновационная деятельность -> инновационный режим. Нельзя понять теоретическое и практическое значение возникающих педагогических новшеств без выявления их реальности и ценности, без выделения критериев новизны. На наш взгляд, наиболее значимыми являются следующие критерии.

1. Наличие инновационной идеи, программы ее реализации и научная аргументация инновации.

2. Моделирование взаимодействия субъектов педагогического процесса в инновационном режиме.

3. Конструктивное для развития личности содержание вариативной части школьного компонента с учетом субкультуры, на основе взаимодействия общего и дополнительного образования в едином образовательном пространстве.

4. Научная организация труда учителя и ученика.

5. Демократизация сферы управления с выходом на научно-исследовательский уровень.

6. Позитивность инновационных внедрений, ведущих к определенным качественным изменениям личности ученика и учителя.

Сравнительная новизна учебного предмета информатика, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают учителей вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, методов и средств



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 6 5 5 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение общих дидактических принципов.

Принцип системности и последовательности. Последовательность предполагает, что учебный материал выстраивается в логическую цепочку и повторение идет как закрепление материала. В информатике принцип последовательности реализуется в форме цикличности. Это означает, что понятие повторяется, обогащается во все новых контекстах. Так происходит с понятием вспомогательный алгоритм .

Принцип сознательности. Сознание - это полное усвоение учащимися содержания и средств своей деятельности. Но это не всегда достигается. Оптимально - сформировать у учащихся несколько взаимодополняющих точек зрения на ту или иную проблему, что в совокупности даст общую картину, а главное - многосторонне знание. Как сказал К. Гельвеций: Знание некоторых принципов возмещает знание некоторых фактов . Важно правильное использование этого знания при формировании дальнейших действий.

Принцип доступности. Реализуется через выделение уровней обучения и работы за компьютером. Наличие уровня простого использования - практика с готовыми программными средствами - обеспечивает доступность этого уровня для всех учащихся, при индивидуальной глубине дальнейшего продвижения в направлении понимания того, как это средство устроено. Доступность поддерживается также и представлением информации в графическом виде.

Принцип наглядности. Наглядность - неотъемлемая черта преподавания информатики в силу гибкости содержания понятия информация : одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Например, блок-схемы (они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.

Принцип активности и самостоятельности. Активность учащегося реализуется через его деятельность. В информатике активность является



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 6 5 6 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

необходимым условием успешности обучения. Е.И.Машбиц точно отметил. Что знание - это не вещь, не предмет, которые можно передавать обучаемому. Это изменение его личности. Оно происходит только в результате его целенаправленной активности. Особенно это относится к системным, многосвязным знаниям, типичным для информатики. Формы активности различны - самоконтроль через рефлексию собственной деятельности, контроль за работой товарища, модификация готовых и разработка собственных алгоритмов. Активность следует из интереса к учению. Самостоятельность также является целью успешного изучения информатики. Самостоятельность возрастает от полного управления учителем, через дозированную помощь к самоуправлению познавательной деятельностью с помощью компьютера. Как условие самостоятельность ведет к к большей продуктивности обучения, умения самому находить выход из затруднительных ситуаций, пользоваться литературой и компьютерными средствами помощи (поиск ошибок, действий при непонятной реакции программы).

Принцип дифференциации. Дополняют друг друга. Организовав устойчивую коллективную работу, можно найти время для занятий с более сильными или слабыми. Тиражируя обучающие или готовые программы, компьютер способствует организации единообразной деятельности, но способ работы учащегося с программой все же один на один , со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей. Дифференциация возможна и через гибкую настройку обучающей программы.

Эффективность учебной деятельности. предполагает оптимизацию усилий педагога и ученика для обеспечения наибольшего их КПД, отношение результат-усилие. Это требует прежде всего отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Так, блок-схемы, удобные и наглядные для малых задач, могут превратить информатику в черчение при более сложных алгоритмах. При дефиците машинного времени (и просто для сохранения зрения) эффективность работы за дисплеем должна обеспечиваться предварительной подготовкой учащихся, изучением инструкций.



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 657 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

Связь теории и практики. При изучении информатики наблюдается удивительное подобие научных категорий теории и практики и видов деятельности учащегося и учителя. В самом деле, теория объясняет или предсказывает результаты опыта (запуск алгоритма на компьютере), а практика (работа на компьютере) служит средством проверки теории и источником гипотез, например, о поведении программы или среды.

Соблюдение этих принципов способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, широта мышления, умения преодолевать трудности, добиваться получения результата, развитие работоспособности.

Этому же способствует и выбор различных форм обучения: бригадная, звеньевая, коллективная и индивидуальная форма обучения.

Для организации этой работы необходимо создавать соответствующий дидактический материал. Остановимся на изучении раздела информатики Программирование и алгоритмизация .

При рассмотрении задач разного типа целесообразно ставить проблемные вопросы, т. е. так организовывать деятельность учащихся, чтобы они сами, опираясь на свои знания, постигали особенности решения задач того или иного типа.

Например, при изучении темы Подпрограммы , можно предложить учащимся такую задачу:

Три треугольника заданы координатами своих вершин А,В,С. вычислить площадь треугольников по формуле Герона и определить, какой из треугольников имеет большую площадь.

1 треугольник: А(1, 1), В(4, 2), С(2, 3.5)

2 треугольник А(1, 2), В(4, 1), С(3, 3.5)

3 треугольник А(2, 1), В(1, 3), С(2, 4)

При составлении сначала структурной блок - схемы, с дальнейшим разбором отдельных блоков, учащиеся обращают внимание на то, что в блок -схеме трижды повторяется один и тот же блок, но каждый раз с различными исходными данными.



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 6 5 8 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

Вопрос: как сделать так, чтобы записать этот блок один раз, а затем обращаться к нему, изменяя исходные данные? А далее вводится понятие подпрограмма .

Другой пример. При изучении темы Сортировка одномерного массива учащимся предлагается для начала выстроить в порядке возрастания или убывания цветные кубики, затем записать алгоритм на естественном языке, затем записать этот же алгоритм на языке блок - схем и языке программирования. Эту работу они выполняют самостоятельно, контролируя друг друга. Поиск ошибок стимулирует развитие внимания. Возможно, учащимися будет предложен не один способ решения задачи.

Таким образом, при рассмотрении этих задач роль учителя -направляющая, организующая.

При такой организации работы реализуется поисковая потребность учащихся. Сам процесс успешной работы за компьютером может служить источником положительных эмоций, особенно при достижении цели. Достигается эмоциональное насыщение, удовлетворяется потребность в удовольствии.

Для закрепления материала, для проверки уровня усвоения используется работа по карточкам. Причем, задания должны быть подобраны таким образом, чтобы учащиеся не могли напрямую использовать уже известный им алгоритм. Например, задача на обработку числового массива может быть составлена так: Дан числовой массив размера... , а может быть: В кассе стадиона имеются данные о ценах на билеты на завтрашний матч ЦСКА - СПАРТАК ... или Имеются статистические данные о количестве новорожденных за период с 1991 года по 2000 год .

Необычно составленное условие требует глубокого понимания материала, умения выделить главное: что принять за размер массива, а что за значение элементов массива.

Кроме того, учащиеся могут выбрать на свой вкус задание, способ решения, тем самым удовлетворив потребность в свободе.



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 6 5 9 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

Высшая потребность личности - в творчестве. Основной путь для

творчества в информатике - постановка нечетких прикладных задач, дающих

простор воображению и логике. Такой задачей может быть Построение модели

атома водорода при изучении раздела Моделирование и формализация .

Результат выявит и интерес к работе и выработанные умения и степень самостоятельности. Чем больший интерес проявит обучаемый к работе, чем больше себя он вложит в нее, тем более значимым будет он для него.

Таким образом, подбор дидактического материала должен способствовать развитию личностных качеств.

Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе. Как уже отмечалось, информатика достаточно молодая наука. Изучение некоторых ее разделов тесно связано с тем или иным видом вычислительной техники, с тем или иным видом программного обеспечения.

Сегодня существует около 140 учебников по информатике, но одни из них разработаны для без машинного варианта изучения информатики, другие слишком привязаны к компьютеру. Технические же возможности во всех школах разные. Наши школы имеет слабую базу. В связи с чем нами была разработана своя программа курса Информатика , Методические рекомендации для учащихся в соответствии с этой программой, лабораторный практикум по компьютерным технологиям, раздаточный материал.

Следующей задачей указанной в модели процесса развития КТ учащихся основной школы является развитие творческого мышления, гармонизация развития личности.

Зачем нужно развивать творческое мышление? Перед каждым учителем стоят, казалось бы, более насущные задачи. Наш опыт показывает, что именно введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Необходимо отметить следующее: мы воспитываем личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 660 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Для вовлечения учащихся в творческий процесс необходимо разработка целой системы творческих заданий.

Каждый раз, создавая что-либо новое, мы сталкиваемся с барьерами творческого процесса: стереотипами, зажимами , страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д.

Как помочь обучающемуся это преодолеть? Определиться в своем отношении к компьютеру, найти свой способ самовыражения в информатике. Мы видим такие способы преодоления барьеров в:

создании соответствующей обстановки (проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность);

работе в группе (большее количество идей);

после выполнения творческих заданий - обсуждение, обмен мнениями (какие возникали трудности и как вы их преодолели), обязательна фиксация сознанием полученных совместно выводов;

применении известных алгоритмов (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач);

возможности действовать по индивидуальной программе;

разноплановости творческих заданий;

развитии умения задавать вопросы;

специальных упражнениях (тренинг творческого мышления). Оригинальные решения приходят не на первых стадиях решения

творческих задач, а в процессе рассуждения.

Следующей задачей модели процесса развития компьютерного творчества учащихся является формирование качеств личности, способной к самоопределению.



Электронный журнал ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ 1 6 6 1 http: zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/139.pdf

Современная социально- экономическая ситуация требует от

школы создания условий для раннего профессионального самоопределения учащихся, развития их индивидуальных качеств и способностей еще со школьной скамьи. Основные проблемы самоопределения учащихся фокусируется в характеристике их жизненного старта, в способности самостоятельного принятия решения относительно профессионального будущего. Причем, задача школы не в том, чтобы склонить учеников к определенной профессии, и не в подготовке к одноразовому выбору. Жизнь требует от ученика способности постоянно выбирать сферу профессионально-трудовой деятельности, ориентируясь, на потребности общества и учитывая перспективы собственного развития, требуется подготовить его к профессионально-личностному самоопределению. Однако анализ теории и практики современного образования обнаруживает явную разработанность условий становлений профессионально-личностного самоопределения подростков.

Целостный подход к данной проблеме предполагает рассмотрение профессионально-личностного самоопределения подростков как внутреннюю деятельность, направленную на самостоятельное построение своей жизни, на осмысленное осуществление выбора профессии на основе осознания, познания и оценки самого себя, своих качеств, возможностей и способностей выполнять профессиональные обязанности и соотнесения их с требованиями будущей профессии. Самоопределение необходимо для нормального индивидуально-личностного развития подростков.

Необходимым условием становления профессионально-личностного самоопределения подростка определяется функционирование в образовательном учреждении педагогического пространства через создание и использование ситуаций, востребующих проявления самоопределения подростков.

Предполагается, что резерв повышения эффективности становления профессионально-личностного самоопределения заключается во внешней





1 2
© 2024 РубинГудс.
Копирование запрещено.