Популярное

Мифы о звукоизоляции



Как построить дом из пеноблоков



Как построить лестницы на садовом участке



Подбираем краску для ремонта



Каркасные дома из дерева


Главная » Проблемы сокращения и

Проблемы сокращения и утилизации твердых промышленных

отходов в России.

Пинаев В.Е. (pinaev@yahoo.com) МГУ, каф. Экономики природопользования

В ряду самых острых глобальных проблем на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий стоят проблемы загрязнения окружающей среды и возможного истощения природных ресурсов. Следует признать, что основой современной цивилизованной экономической политики должно быть максимальное сбережение невозобновляемых природных ресурсов. Однако реалии социально-политической и экономической жизни человеческого сообщества не позволяют пока осуществлять тотальное ресурсосбережение (как глобальное, так и региональное). Многие, возможно, даже не вполне понимают смысл терминов сбережение природных ресурсов , ресурсосбережение .

Сбережение природных ресурсов означает максимально возможное ограничение и сокращение объемов добычи полезных ископаемых с целью не только максимального же сохранения их запасов в недрах для последующих поколений людей, но и возможно более полного удовлетворения потреёбностей живущего поколения. Сбережение природных ресурсов означает также сведение до минимума вреда, причиняемого людям, природе всеми видами отходов производства и потребления. При этом будет достигаться выраженный экологический эффект вследствие сокращения количества образующихся и увеличения доли перерабатываемых промышленных отходов.

Вполне естественно, что использование твердых промышленных отходов не является главной проблемой охраны окружающей среды и устойчивого развития. Но важной составной частью ресурсосбережения оно, безусловно, является. Заслуживающим серьезного внимания является тот факт, что в отличие от газообразных и жидких отходов различных производств, твердые промышленные отходы, в основной своей массе инертные, менее опасны для окружающей среды, а их использование даже при существующих технологиях переработки может быть и в большинстве случаев является экономически эффективным.

Основными источниками загрязнения окружающей среды являются отходы: горнодобывающей промышленности; топливно-энергетического комплекса; черной и цветной металлургии; машиностроения; химической и нефтехимической промышленности; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; строительства и промышленности строительных материалов; легкой промышленности; сельского хозяйства; транспорта.

Анализ основных отраслей промышленности с точки зрения образования и утилизации отходов позволяет выявить существующие на данный момент проблемы в этой области и основные направления их решения. В таблице далее приведены некоторые результаты такого анализа для семи отраслей промышленности России. При этом указаны основные типы твердых отходов, образующихся в каждой отрасли, возможные пути их использования и препятствующие этому проблемы



Таблица 1

Промыш ленность

Вид отходов

Способы утилизации

Проблемы

Примечания

Применение в качестве строительных материалов и сырья

Применение затруднено: объемами отходов, удаленностью от потенциальных потребителей, отсутствием эффективных технологий и щ>.

Горнодобывающая

Вскрыша, шахтная порода

Для закладки выработанных пространств шахт и карьеров и обустройства рельефа

Требуется законодательная база, предпочтительно - согласованная на международном уровне

Необходимые работы по закладке шахт могут быть включены в качестве обязательных при добыче полезных ископаемых с включением стоимости работ в себестоимость продукции; однако это понизит ее конкурентоспособность, если только такая практика не будет принята на международном уровне.

Отходы обогащения металлических

В зависимости от состава могут использоваться для извлечения других металлов

Недостаточно разработаны технологии, отсутствуют действенные экономические и законодательные стимулы

Возможность и экономическую эффективость утилизации подтверждают:

- пример переработки хвостов обогащения железных руд на Высокогором ГОК;

- результаты осуществления ФЦП Переработка техногенных месторождений в Свердловской области

Производство строительных материалов

Отходы обогащения угля

Часто примерно аналогичны глинистому сырью, представляют наибольший интерес для производства строительных материалов

Отсутствуют промышленные установки по переработке отходов углеобогащения; требуется финансирование

Несмотря на теоретически подтвержденную экономическую эффективность, промышленное производство продукции из отходов углеобогащения практически не ведется



ТЭК

ЗШО

Производство строительных материалов при радиационном уровне в рамках нормативов

Увеличение доли панельного строительства привело к существенному сокращению использования ЗШО для жилищного строительства.

Не реализована ФЦП Топливо и энергия , предусматривавшая в том числе строительство заводов по переработке ЗШО

Количество вновь образующихся ЗШО должно быть уменьшено переходом на альтернативные источники энергии и применением современных технологий в отраслях промышленности, использующих твердые топлива (например, металлургии)

Производство глинозема (сырья для производства алюминия)

Технологии разработаны, но не внедрены. Отсутствует стимулирование.

Производство коагулянта для очистки питьевых и сточных вод

Могут рассматриваться как техногенные источники некоторых металлов

Отсутствуют экономически эффективные технологии

Атомная энергетика

ОЯТ

Должны рассматриваться в качестве техногенных источников ядерного топлива и некоторых металлов

Отсутствуют технологии, их разработка осложнена высоким уровнем радиоактивности отходов

Потенциально представляют высокую ценность;

в настоящее время услуги размещения ОЯТ высокодоходны, но требуют тщательного контроля и строительства технически совершенных хранилищ

Металлургия

Шлаки, колошниковая пыль

Как сырье для производства строительных материалов

Снижение спроса на шлаки у потенциальных потребителей, чему способствует, в частности, их удаленность от основных металлургических производств; Отсутствие достаточных мощностей для переработки

Требуется разработка технологий для переработки сложных смесей доменных и сталеплавильных шлаков

В целом технологии переработки хорошо разработаны и применяются, но с 1991 года объемы отвалов металлургических шлаков стали увеличиваться.

Проблему сбыта продукции из шлаков может помочь решить рассредоточение металлургического производства.

В т.ч фосфатшлаки

В качестве фосфорного удобрения

Различные виды пыли

Подлежат восстановлению

Требуется установка современного пылеулавливающего оборудования

Осуществляется на крупных металлургических предприятиях, в особенности на НЛМК



Должен рассматриваться как

Экономическая эффективность

Хвостохранилища красных шламов

техногенный источник железа,

переработки на настоящий момент

следует отнести к резервным

Красный шлам (при извлечении глинозема)

алюминия, иногда редких

недостаточна, т.к. содержание железа и

техногенным месторождениям

элементов

алюминия ниже, чем в природных

полезных ископаемых

материалах.

Хранилища красных шламов значительно удалены от предприятий черной металлургии

цветная

Отсутствуют технологии переработки.

Для производства соды, поташа,

Осуществляется

выплавки

цемента

первичного алюминия

Штейновые

Для извлечения металлов при

Недостаточно разработаны технологии;

В основном следует отнести к

шлаки и шлам

недостатке природного сырья

Недостаточна экономическая

резервным техногенным

электролити-

эффективность, за исключением

месторождениям

ческой очистки

переработки золотосодержащих

отходов

Конвертерная

Для извлечения различных

Осуществляется

металлов

Гипсовые

Замена традиционного гипсового

Требуется реорганизация предприятий

Не используются.

Химическая

по производству гипса

Пиритные

Применяется при производстве

Недостаточны экономические стимулы

Используются недостаточно, а

цемента

к использованию

складирование представляет

опасность для ОС

Электротермо-

Для производства строительных

Недостаточны экономические стимулы

В настоящее время не используются

фосфорные шлаки

материалов

к использованию



Деревообрабатывающая

лесозаготовок,

лесопиления,

фанерного

производства

различных

видов

В целлюлозно-бумажном производстве;

Для изготовления строительных материалов;

В мебельной промышленности; Для получения этилового спирта и кормовых дрожжей; Для получения древесного угля; В качестве топлива

Удаленность источников отходов от перерабатывающих предприятий; Недостаточно высокие товарные качества изделий из древесных отходов; Неготовность населения к использованию топлива из отходов вместо традиционного; Образование больших количеств отходов при нелегальных вырубках леса

Пригодны к использованию в полном объеме; решение проблем утилизации (в частности, возможно, развертывание предприятий малой мощности по переработке отходов) позволит еще более повысить экономическую эффективность таковой

Строительство

Цементная пыль, каменная пыль, крошка, кирпичный бой,

бракованный и старый бетон и т.д.

Для производства строительных материалов.

Отсутствует законодательная база и экономическое стимулирование для полного применения отходов;

Примечание:

Количество образующихся отходов должно быть уменьшено:

- в цветной металлургии - за счет возможно более широкого производства вторичных металлов

- в черной металлургии - за счет внедрения самых современных технологий, направленных на улучшение качества стали, уменьшение ее потерь при разливке, прокате и т. д., а также ориентированных на энергосбережение

- в горнодобывающей промышленности - за счет использования в металлургии вторичного сырья и техногенных месторождений полезных ископаемых, а также разработки альтернативных источников энергии, что может привести к сокращению добычи твердых горючих ископаемых

- в химической промышленности - увеличением сроков службы изделий, в особенности - автомобильных шин, технологии для восстановления которых разработаны



Итак, выделяются три типа проблем утилизации ТПО: технологические, экономические, нормативные.

Технологические проблемы являются не самыми острыми. В действительности всего для 5 - 20% твердых промышленных отходов не имеется технологий переработки. Для большей же части отходов эффективные технологии либо разработаны в России, либо (реже) могут быть закуплены за рубежом.

Проблема экономического стимулирования гораздо более серьезна. Опыт экономически развитых стран показывает, что экологически эффективная система природопользования может быть создана только при участии государства. Это участие может заключаться в создании правового поля, ужесточении контроля, дотировании и т. п. Этот тип проблем утилизации отходов может быть разрешен, видимо, только параллельно с общим подъемом экономики. Согласно теореме Хекшера-Олина и неотехнологическим теориям, с улучшением состояния экономики страны больше внимания и средств будет уделяться сокращению и переработке отходов, в частности, благоприятные экономические условия способствуют развитию новых технологий переработки.

Надо полагать, что совершенствование правового поля должно создать базу для решения многих проблем утилизации ТПО. В частности, произойдет стимулирование предприятий к внедрению существующих и разработке новых технологий переработки отходов за счет, с одной стороны, ужесточения системы налогов и штрафов, с другой - создания благоприятных условий предприятиям, перерабатывающим отходы. Кроме того, в законодательном порядке должны быть четко очерчены не только ограничения на образование и размещение отходов, но и допустимые параметры технологий их утилизации.

Работы над законодательством в области образования и утилизации отходов ведутся во многих странах, и нигде еще не достигнуто совершенства. Однако опыт экономически развитых стран мира в этом вопросе может оказаться крайне полезным для России. В качестве примера рассмотрим некоторые моменты законодательства Германии, в которой бережное отношение к отходам является естественным элементом бытовой, технической и экологической культуры.

Правовое регулирование обращения с ТПО в Германии осуществляется, в первую очередь, Законом о содействии хозяйственному обороту и обеспечении безопасного для окружающей среды удаления отходов от 27 сентября 1994 г. (последние изменения в Закон... внесены 21.08.2002). Самим названием этот закон отличается от соответствующего российского закона Об отходах производства и потребления . Целью германского закона является стимулирование включения отходов в хозяйственный оборот для сбережения природных ресурсов и обеспечения безопасного для окружающей среды удаления отходов. Определение отходов также отличается от российского: Отходами в смысле этого Закона являются все перемещаемые вещи, указанные в приведенных в



Дополнении I группах, от которых их владелец избавляется, хочет избавиться или должен избавиться. Отходами для использования являются отходы, которые будут использоваться; отходы, которые не будут использоваться, являются отходами, подлежащими удалению.

В Дополнении I (всего 16 пунктов, Q1 - Q16) перечислены, главным образом, различные виды ТПО. Германский закон предписывает, в первую очередь, избегать образования отходов, в частности, путем уменьшения их количества, во вторую очередь, перерабатывать или использовать для получения энергии. В соответствии с законом использование отходов имеет преимущество перед удалением. Обязанность использования отходов устанавливается, когда это технически возможно и экономически приемлемо, особенно если для полученных материалов и энергии имеется или может быть создан рынок сбыта. Преимущественно должен применяться наиболее безопасный для окружающей среды вид использования отходов. Получение энергии из отходов допустимо только когда:

- теплотворная способность конкретного вида отходов, без смешивания с другими материалами, составляет не менее 11 тыс. кДж/кг;

- коэффициент полезного действия достигает не менее 75%;

- возникающее тепло будет использовано для собственных нужд или передачи третьим лицам;

- образующиеся в результате получения энергии новые отходы могут быть размещены по возможности без дальнейшего обращения.

Производитель или собственник отходов, которые не будут использоваться, обязан обеспечить их безопасное для общего блага удаление (хранение или захоронение).

Общественность должна быть осведомлена о достигнутом состоянии сокращения и использования отходов, а также об обеспечении безопасного удаления отходов путем представления и оценки обобщенных планов индустрии утилизации отходов, сравнения с прошедшим периодом и прогноза на будущее.

Этим же законом за некоторые административные правонарушения при обращении с отходами установлены штрафы в десять и пятьдесят тысяч евро.

Достоинством германского закона является установление ответственности юридических и физических лиц за обращение с отходами производства, а также направленность на использование отходов. Однако именно положение о приоритете использования перед удалением подвергается критике современных немецких юристов, усматривающих в нем возможность для производителей отходов с наименьшими затратами избавиться от содержащих вредные вещества отходов путем преднамеренного разбавления или распыления. Они считают, что использование любой ценой не может быть основополагающим принципом экологически приемлемой экономики отходов. Использование, переработка отходов должны осуществляться в соответствии с требованиями охраны окружающей среды, а потому должны оптимизироваться и не могут максимизироваться. Поэтому до настоящего времени ведется работа по взаимному приведению в соответствие этого закона с другими законодательными актами Германии по охране окружающей среды: Федеральным законом об охране



земли от 17.03.98, Федеральным постановлением об охране земли и старых загрязненных почв токсическими отходами от 16.07.99, Федеральным законом о защите от вредных воздействий (2000 г.), Основами профилактической защиты грунтовых вод при использовании отходов и выпуске продукции (2002 г.), Техническим руководством по отходам от 12.03.91, Инструкцией по оценке воздействий строительной продукции на землю и грунтовые воды (2000 г.) и особенно с Требованиями к утилизации остатков минеральных веществ/отходов (1997 г.). В последнем из перечисленных документов сформулированы три важных требования, способствующих минимизации ущерба окружающей среде при переработке отходов:

- запрет разбавления, заключающийся в том, что при смешении отходов содержание вредных веществ в составляющих отходах не должно превышать предельно допустимых значений;

- обязанность декларирования, заключающаяся в том, что должно быть подробно описано происхождение и запланированное предназначение переработанных отходов;

- запрет смешения, заключающийся в том, что подлежащие переработке отходы должны содержаться раздельно до вынесения официального заключения об их безвредности.

Основную работу по совершенствованию законодательства Германии об отходах осуществляет специальная федерально-земельная рабочая группа, которая по поручению правительства разрабатывает свои предложения и после их утверждения публикует отдельными выпусками. Впуски содержат директивы, инструкции, типовые правила, информационные сообщения по различным аспектам утилизации отходов, включая экономические и технологические.

Главным достоинством правового регулирования обращения с ТПО в Германии следует считать то, что твердые отходы, как промышленные, так и муниципальные, юридически не могут быть бесхозными, т. е. практически всегда известен источник образования, собственник и возможный потребитель отходов. Достаточно эффективно осуществляется в Германии экономическое стимулирование использования ТПО, благодаря чему переработка и удаление твердых отходов являются доходным бизнесом.

Государство принимает также эффективные меры к предотвращению нелегального, преступного, ввоза твердых отходов на территорию Германии. Федеральной службой перевозки грузов ежегодно с этой целью проверяется более 600 тысяч грузовых автомобилей. Деятельность этой службы настолько эффективна, что активы созданного в 1996 г. Солидарного фонда возврата отходов к настоящему времени увеличились в пять раз. Фонд заботится о том, чтобы финансирование возврата нелегальных отходов осуществлялось постоянно. Поэтому в течение длительного времени не зафиксировано серьезных случаев нелегального ввоза отходов на территорию Германии.

Опыт правового регулирования обращения ТПО в Германии может быть полезным для России, как и изучение опыта экономического стимулирования энерго- и ресурсосбережения в Германии. Так, наиболее очевидное сокращение количества твердых промышленных отходов достигается в настоящее время вследствие изменения структуры энергопотребления, которое привело к существенному



Энергоносители

До реформы

1 этап с

01.04.99

2 этап с

01.01.00

3 этап с

01.01.01

4 этап с

01.01.02

5 этап с

01.01.03

Бензин (неэтилированный), евро/1000л

501,07

531,74

562,42

593,10

623,80

654,50

Дизельное топливо, евро/1000л

317,00

347,68

378,36

409,03

439,70

470,40

Легкое жидкое топливо (для котельных), евро/1000л

40,90

61,35

61,35

61,35

61,35

61,35

Природный газ, евро/Мвт

1,841

3,476

3,476

3,476

3,476

3,476

Электроэнергия, евро/Мвт

10,22

12,78

15,34

17,90

20,50

Поступления от экологической налоговой реформы в полном объеме предназначены для уменьшения пенсионных страховых взносов и для поощрения создания экологически чистой техники. Результатом этой реформы должно стать дальнейшее сокращение в Германии потребления энергии, использования невозобновляемых природных ресурсов и образования твердых отходов.

Косвенным свидетельством существенного улучшения в Германии экологической обстановки, в том числе за счет рационального использования промышленных твердых отходов, может служить тот факт, что почти 3 тыс. предприятий и организаций Германии добровольно ввели у себя систему экологического менеджмента и аудита ЕС (EMAS) и могут рекламировать свою продукцию с использованием логотипа этой системы. В их числе 313 предприятий и организаций черной и цветной металлургии, 176 - машиностроения, 151 - автомобилестроения, 113 предприятий индустрии утилизации твердых отходов, 106 предприятий регенерации отходов и др. Логотип EMAS демонстрирует добровольное выполнение этими предприятиями строгих требований EMAS.

Литература:

1. Gesetz zur Foderung der Kreislaufwirtschaft und Sicherung der umweltvetraglichen Beseitigung von Abfallen (27.9.1994)

2. Umweltdaten. Deutschland. 2002 . KOMAY Berlin-Brandenburg, 2002, 58 s.

3. Verwertung von Abfallen in und auf Boden , Erich Schmidt Verlag, Berlin, 2000.

сокращению добычи и потребления угля, следствием чего явилось значительное сокращение образования угольных шлаков. Особый интерес представляет экологическая налоговая реформа (OSR), целью которой является создание экономических стимулов для бережного использования энергии. Реформа проводится в пять этапов с 1999 г. и предусматривает планомерное повышение налоговых ставок на использование энергоносителей.

Таблица 2

Изменение налоговых ставок на энергоносители [2, с.13]



© 2017 РубинГудс.
Копирование запрещено.