Популярное

Мифы о звукоизоляции



Как построить дом из пеноблоков



Как построить лестницы на садовом участке



Подбираем краску для ремонта



Каркасные дома из дерева


Главная » Дифференцированный подход

1 2

Для этого, сначала, в имеющемся в нашем распоряжении метафрейме интересующей нас дисциплины, необходимо выделить конкретные объективные сенсорные действия, наиболее понятные Маршалу. В результате получаем нелинейную модель знаний с усиленной сенсорикой. Далее выберем подходящую по аспектной структуре дидактическую технологию и на ее базе реализуем полученную модель знаний. В рассматриваемом случае более всего к месту использование задач на моделирование реальных объектов в рамках концентрического подхода к обучению.

Согласно декларированной нами цели - соционической подстройки учебного процесса под студента - речь идет о необходимости компенсации у него черной интуиции. По определению А. Аугустинавичуте [2], экстравертная интуиция отражает Содержание объекта. Ее развитие позволяет улавливать потенциальную энергию и внутреннее содержание объектов, их внутренние возможности. Становится ясной программа, заложенная в объекте, его внутренняя структура, любые конкретные способности человека, его рабочая сила , т.е. сумма его физических и психических способностей.

Проявляется интуиция возможностей в чувствах наличия-отсутствия скрытых внутренних способностей, возможностей, дающих способность видеть постоянство или недолговременность какого-то объекта или явления.

Степень развитости этой очень сложной функции, впрочем, как и любой другой, может быть оценена с интро- и интертипной точки зрения. При интротипном взгляде сравнивается развитие психологических функций у разных людей, принадлежащих к одному ТИМу. При интертипном - к разным [1]. По общему мнению социоников, вполне возможна ситуация, когда человек со слабой функцией, как в нашем случае - черной интуицией, находящейся в суггестивном канале, путем тренировки усиливает ее не только с интротипной, но и даже с интертипной позиции оценки. Но это возможно только лишь при гармоничном развитии всех функций, не нарушающем общего их баланса в структуре психики конкретного типа.

Исходя из вышесказанного, автор делает вывод, что для гармоничной



компенсации относительно слабой черной интуиции у студента типа Маршал необходимо нагрузить его сильные функции:

программную черную сенсорику - обилием фактических примеров, иллюстрирующих связь между нею и черной интуицией - кинетической и потенциальной энергией объектов; их готовностью использовать свою энергию и их внутренними возможностями, заложенными программами; внешними качествами - цветом, очертаниями, гладкостью или шероховатостью поверхности - и внутренним содержанием объектов, их внутренней структурой; внешней мобилизованностью, волей человека, способностью и готовностью ею пользоваться по отношению к себе и другим и различными конкретными способностями людей, их рабочей силой и т. п.;

творческую белую логику - значительным количеством примеров, демонстрирующих ее связь с черной интуицией - расстояния между объектами, их места в пространстве или среди других объектов, иерархии, системы как суммы установленных или установившихся расстояний с потенциальной энергией объектов, их внутренними возможностями, заложенными программами; системы объективных закономерных взаимоотношений в природе и обществе, объективных потребностей человека, то есть, нужной ему системы отношений с разными объектами, начиная от пищевых продуктов с различными конкретными способностями людей, их рабочей силой и т.п.;

белую этику - подробными и многочисленными комментариями, касающимися внутренних ситуаций объектов среди других, их воздействия на самочувствие, отражения в их самочувствии, звучания пространства внутри объектов, самочувствия определяемого как внешними, так и внутренними процессами и все это в связи с их кинетической энергией, готовностью использовать ее, их внешними качествами - цветом, очертаниями, гладкостью или шероховатостью поверхности, внешней мобилизованностью, волей человека, способностью и готовностью ею пользоваться по отношению к себе и другим; и т.д.



Приведенные здесь околоколичественные оценки крайне субъективны. Многочисленно - это сколько? А значительное количество? А, тем более, обилие? Обратим, теперь наше внимание собственно на объемы данных, которые студенту необходимо переработать в знания.

Абсолютный объем учебного материала, включенного в курс, определяем исходя из модели знаний согласно формулам (11 - 16). Примем за 100% объем программной структурной логической информации Vd n лии, 1, содержащийся в метафрейме учебной дисциплины: это отношения между включенными в него понятиями. Вычислим, исходя из формул (13) и (16), относительный объем черной сенсорной информации, которая должна содержаться в компенсированной для студента-СЛЭ модели знаний:

Vdn слэ,2 =Vdn лии*, Vdn слэ.1 =Vdn слэ.2 * * 100% х 1,59 = 159%

Т.е. модель знаний, аспектная структура которой соответствует ТИМу СЛЭ, должна содержать 159% черной сенсорной информации от объема белой логической, содержащейся в исходной модели - ЛИИ. Аналогичные расчеты выполнимы по всем остальным семи психологическим функциям. Но нас, в первую очередь, интересуют только функции ментального кольца, поскольку сознательное управление бессознательными функциями не возможно [1; 9].

Теперь, зная долю информации, которая содержится как в каждом k-м аспекте исходной модели знаний, так и требующуюся для ее компенсации по каждому /72-му аспекту, по формуле (19) вычислим компенсаторную разность между ними:

СЛЭ, 1 = Vdn СЛЭ, 1 - Vdn ЛИИ,4 = 129%-

Полученное значение фиксирует долю информации по аспекту черной сенсорики, которую необходимо добавить в исходную модель знаний для ее компенсации. Аналогичным образом вычисляются оставшиеся функции ментального кольца. Приведенные вычисления показывают, во сколько необходимо увеличить нагрузку на интересующие нас информационные



каналы студента - СЛЭ, для того, что бы компенсировать его психологическую профнепригодность к работе. Грубо говоря, для того, что бы он оказался на одном уровне подготовки со студентом - ЛИИ, необходимо в 4,4 раза увеличить объем изучаемых сенсорных действий. Ведь черная сенсорика у Маршала - программная функция. Черная интуиция у него располагается в ролевой позиции, что требует некоторой осторожности в ее нагружении. Как говориться, никакого вреда, кроме пользы , от этого не будет, поскольку это мало энергоемкий и недостаточно дифференцированный канал:

Ad СЛЭ,3 = Vdn СЛЭ,3 - Vdn ЛИИ,2 12%-

Сколько не выдавай СЛЭ экстравертированной интуитивной информации - его ментальный блок возьмет ровно столько, сколько положено по правилу (14). Весь излишек будет уходить в подсознание, как в мокрый песок, и компенсироваться возбуждением подсознательной активности белой интуиции, располагающейся в суггестивной позиции, что может вызывать у человека предчувствие угрозы, ощущение надвигающейся неясной опасности, желание бросить все и скрыться в неизвестном направлении.

Мы получили численные значения, которые показывают степень совпадения ТИМов: ассоциированного со сферой деятельности - моделью знаний и студента, изучающего ее. Чем меньше разность между значениями объемов данных тождественных функций, тем более подходят они друг -другу. Совершенно аналогичные показатели могут быть использованы и при выборе дидактического подхода к обучению в случае, когда не обнаруживается прямое соответствие между ТИМами, ассоциированным с ним и студента.

Из полученных значений, по формулам (14) и (20) легко вычислить время, которое потребуется интересующему нас студенту для освоения компенсированной программы. Тем самым, наряду с соответствием типов ИМ студента и аспектной структуры ДТ, мы получаем в свое распоряжение временной критерий. Очевидно, что на чем меньшую величину время изучения компенсированной модели знаний превышает отводимое ГОСом дя этих целей - тем лучше.



Поскольку на изучение учебной дисциплины Структуры и алгоритмы обработки данных отводится полтора семестра, то с точки зрения распределения учебного времени удобно будет разбить весь курс или на два, или на три концентра.

Из компенсационных целей учебного процесса и из формулы (14) следует необходимость предусмотреть увеличение затрат учебного времени, что СЛЭ будет воспринято в штыки. Поэтому придется изначально отказаться от целей творческого или даже программного уровня, а сосредоточить все усилия на двух концентрах: мировоззренческом и базовом.

В контент первого включим часть модели знаний, отражающую многообразие реализаций структурного подхода к программированию, основанного на типизации данных. Во втором концентре остановимся на моделировании средствами языка программирования различных объектов и использовании паттернов программирования.

Подведем итоги. С обозначенной нами в настоящей статье позиции, в качестве критериев выбора оптимальной дидактической технологии следует использовать: 1) возможность разделения группы на совместимые подгруппы; 2) степень соответствия ТИМов: ассоциированного с нею и студента, выраженную в минимизации разности относительных объемов данных, проходящих по информационным каналам последнего; 3) степень соответствия ТИМов: ассоциированного со сферой деятельности - моделью знаний и студента, выраженную аналогично второму критерию; 4) непревышение лимита учебного времени.

Используя перечисленные критерии, мы можем оценить эффективность любой дидактической технологии. Оценив эффективность, мы имеем возможность оптимизировать - в смысле анализа операций - их применение.

Для практической реализации этого мы предлагаем объединять на базе одного контента различные дидактические технологии в библиотеку, и осуществлять выбор из нее на основе рассмотренных нами выше критериев.

Системное единство - систему - различных частных групповых и индивидуальных, линейных и нелинейных дидактических технологий,



одновременно или последовательно применяемых в учебном процессе, преследующих цель максимизации всех критериев их эффективности, автор обозначил понятием дидактический технологический комплекс (ДТК).

Поскольку затраты времени на подготовку полного такого комплекса возрастают, оценочно, в 16 раз, постольку очевиден вывод, что дидакт-технолог, разрабатывающий его, должен действовать, во-первых, в команде и во-вторых, методом итерационного приближения. Нет необходимости бросать все и начинать разработку ДТК, как говорится, с нуля . Разумнее взять за основу существующий учебно-методический комплекс и, выполнив его критериальный анализ, включить в ДТК. Далее, используя уже имеющийся контент, строить на его основе другие ДТ и включать их, по мере готовности, в

Дело пойдет быстрее, если распараллелить процесс , привлекая к разработке ДТК коллег. Как мы уже отмечали в статье, любому человеку проще работать с системой, подходящей ему по ТИМу. Поэтому идеальный вариант, когда построением линейной технологии будет заниматься преподаватель с ТИМом логико-сенсорный интротим . Технологии на основе метода проектов - педагог - сенсорно-логический интротим . И так далее.

По нашему мнению, оптимизацию ДП при помощи готового ДТК довольно не сложно автоматизировать, используя возможности современных ПК. Тактическое управление ДП разумно перепоручить ПК. А стратегическое планирование и разработку элементов ДТК - оставить за командой дидактов-технологов. Автор полагает, что именно в этом направлении возможно развитие современной дидактики высшей школы. Литература

1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. ж. Соционика, ментология и психология личности, 1996, №4 - К.: Издательство международного института соционики, 1985. - С. 5.

2. Аугустинавичуте А. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике - Доступ: [http: www.socionics.ibc.com.ua/t/ symbols.html#top, 15.09.2001 г.]



3.Аугустинавичуте А. Социон, или основы соционики. в кн. Соционика: Введение / Сост. Л. Филиппов. - М.: ООО Фирма Издательство АСТ ; Спб.: Terra Fantastica, 1998. - С. 33.

4. Аугустинавичуте А. Теория интертипных отношений. в кн. Соционика: Введение / Сост. Л. Филиппов. - М.: ООО Фирма Издательство АСТ ; Спб.: Terra Fantastica, 1998. - С. 194.

5. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография.- Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 223 с.

6.Румянцева Е.А. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма:: Дисс. ... канд. псих. Наук : 13.00.08 - Кострома, 1996. - 175 с.

7.Цыпин П. Материальное производство в соционической интерпретации. Соционика как инструмент профориентации ж. Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2004, №4. - М.:

Парус, 2004. - С. 26.

8.Цыпин П. Характеристики студентов различных соционических типв. ж. Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив,

общество, 2002, №6. - М.: Парус, 2002. - С. 17.

9.Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем.; Под общ. ред. В.В. Зелинского. - Мн.: ООО Попурри , 1998. - 656 с.





1 2
© 2019 РубинГудс.
Копирование запрещено.