Популярное

Мифы о звукоизоляции



Как построить дом из пеноблоков



Как построить лестницы на садовом участке



Подбираем краску для ремонта



Каркасные дома из дерева


Главная » Кратко

1 2

I. Кратко об истории школьных физических олимпиад в России.

Олимпиады возникли ещё в древней Греции в 776 году до н.э. Это были большие и красивые праздники, включающие в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Они просуществовали до 394 г. н.э. ...

Конкурсы по решению различных задач, включая и физические задачи, также исторически получили название олимпиад. Одной из первых олимпиад - прообраза современных массовых соревнований школьников можно считать Этвешское соревнование, ставшее первой математической олимпиадой, проходившей в 1894 году в Венгрии.

В России конкурсы по решению задач получили своё развитие также в конце XIX века [2; 3]. В 1884 году профессор Киевского университета В.П. Ермаков стал издавать Журнал элементарной математики . Через год этот журнал стал издавать и редактировать Э.К. Шпачинский. Он стал называться Вестник опытной физики и элементарной математики . ( Вестник просуществовал до января 1917 года.) С 1885 года в журнале ежегодно стали публиковаться задачи на премию . Этот конкурс по решению задач явился прообразом заочных олимпиад в России.

Систематически конкурсы по решению задач в России стали проводиться с 1 886 года, в Румынии и Венгрии с 1 894 года, в других странах они начали проводиться значительно позже.

Широкое развитие получили олимпиады в СССР, особенно по математике, но это было уже в середине 40-х годов ХХ века. Первой массовой олимпиадой в нашей стране была олимпиада по математике, проведённая в 1934 году в Ленинградском университете по ини-

О школьных физических олимпиадах в России

Подлесный Д.В. (fpfe@beep.ru)

Московский Физико-технический институт

Обществу необходима интеллектуальная элита. Она нужна прежде всего как единственная устойчивая форма существования нации. Процесс подготовки элиты длителен и дорогостоящ. Цена ошибки может быть катастрофически велика. Именно поэтому так важен олимпиадный путь формирования кадетского корпуса этой элиты ...

(Н.В.Карлов, член-корр. РАН, председатель оргкомитета Всероссийских предметных олимпиад школьников [1, с.28].)



циативе члена-корреспондента АН СССР Б.Н.Делоне и профессора В.А.Тартаковского. С этого времени олимпиады ЛГУ (сейчас СПГУ) проходят систематически. В Москве математические олимпиады начали проводиться с 1935 года. Вдохновителем и организатором первых московских олимпиад стал Р. Н. Бончковский.

В это время уже создавалась почва для проведения первых олимпиад по физике. Она и состоялась в Московском университете уже в 1938 году.

В РСФСР в 1940-1941 учебном году была организована Первая Республиканская олимпиада юных физиков. Организовывали олимпиаду Центральная детская техническая станция имени Н.М. Шверника совместно с научно-исследовательским институтом школ, Физическим институтом Академии наук СССР, Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова и другими организациями.

Первая Республиканская олимпиада юных физиков была задумана как мероприятие, которое могло быть проведено в любой средней школе. Олимпиады же, проводимые ранее, охватывали в основном учащихся только 9-10-х (по-новому 10-11-х) классов и носили явно выраженный местный характер. Они, как правило, в это время имели своей основной целью только отбор будущих студентов.

Особенно резкий подъём олимпиадное движение получило после окончания Великой Отечественной войны 1 941 -1 945 г. г. Многие высшие учебные заведения постепенно стали уделять всё большее внимание работе со школьниками и постепенно оно перешло в пристальное внимание. Так уже с 1 947 года регулярно стали проводиться олимпиады в Вологде, Иванове, Иркутске, Смоленске, с 1949 года - в Саратове, с 1950 года - в Беларусии, на Украине и ряде других республик бывшего СССР. Однако в начале 50-х годов ХХ века в большинстве областей и во многих крупных городах олимпиады проводились чаще всего только эпизодически. Постепенно в последующие годы олимпиадное движение начинает проникать почти во все города, имеющие высшие учебные заведения. Олимпиады получают всё большее значение, как одна из форм внеклассной работы со школьниками.

Министерство просвещения РСФСР, в порядке эксперимента, в 1 960 году организует математическую олимпиаду школьников. В ней принимают участие команды 1 3-ти областей Российской Федерации и 9-ти союзных республик. Это была одна из самых крупных математических олимпиад. Эта олимпиада подготовила почву для создания и проведения в дальнейшем олимпиад союзного значения и по физике.

В феврале 1 962 года силами сотрудников и студентов Московского физико-технического института (МФТИ) была проведена первая большая олимпиада по физике. Вдохновителем и организатором этой олимпиады был А.П.Савин. Большой вклад в организацию и проведение олимпиады внесли тогда ещё студенты МФТИ (Физтеха) Ю.М.Брук,



И.Ш.Слободецкий, Л.Г.Асламазов, А.С.Эльтеков. Руководство МФТИ и лично Д.А.Кузьмичёв, тогда секретарь парткома этого института, уделяли огромное внимание олимпиаде [4]. Олимпиада проходила весьма широко, в 58-ми городах. Следует отметить, что параллельно с ней проводилась Всероссийская олимпиада по математике и Всесибирская физико-математическая олимпиада.

Организована эта первая большая олимпиада по физике была следующим образом. По текстам, подготовленным оргкомитетом олимпиады МФТИ, на Центральной станции юных техников были отпечатаны афиши, анкеты и задания для участников олимпиады. Уезжавшие на каникулы студенты и аспиранты МФТИ забирали эти подготовленные материалы с собой и распрстраняли их в тех городах где они жили, или в соседних городах. Существенную помощь в организации и проведении этого мероприятия оказал отдел школьной молодёжи ЦК ВЛКСМ, который направил письма с просьбой помочь в проведении олимпиады в обкомы комсомола и местные вузы. Местные органы народного образования, печать, телевидение и радиовещание оказали большую поддержку бригадам студентов, проводившим олимпиаду. Так, новый интересный почин получил широкую поддержку со стороны всех заинтересованных организаций. Общее число участников этой олимпиады превысило шесть тысяч школьников.

В это же время, как уже отмечалось, аналогичная работа проводится в Сибири. Академик М.А.Лаврентьев, создавший Новосибирский университет на принципах Физтеха (МФТИ), начал проводить Всесибирскую олимпиаду. Первая Всесибирская физико-математическая олимпиада школьников состоялась в 1 962 году. Организована она была учёными Сибирского отделения АН СССР и охватила почти все области от Урала до Дальнего Востока. Олимпиада, проводимая в Сибири, имела несколько туров, причём последний из них проводился в летней физико-математической школе, организованной в Новосибирском Академгородке в 1 962 году. Этот тур одновременно являлся вступительным экзаменом в создаваемую физико математическую школу-интернат при Новосибирском государственном университете. Аналогичная работа проводилась далее уже рядом ведущих университетов страны, так в 1 963 году школы-интернаты уже были созданы при Московском, Киевском и Ленинградском университетах.

Приобретённый опыт, полученный в процессе организации и проведении указанных выше олимпиад, позволил проводить эту работу далее ещё более интенсивно, со значительно более широким привлечением школьников, причём, по всей территории страны.

В 1 963 году совместными усилиями МФТИ, физического и механико-математического факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова была проведена физико-математическая олимпиада, которая получила название Второй физико-математической



олимпиады европейской части СССР и Закавказья. Оргкомитет олимпиады возглавил академик И.Р.Шафаревич (тогда ещё член-корреспондент А.Н. СССР) Вторая олимпиада была организована, в основном, таким же образом, как и первая. Существенное отличие этой олимпиады от предыдущих состояло в том, что она проходила уже в два тура. Первый тур был заочным, а второй - очным. Проверка работ заочного тура проводилась на местах под руководством органов народного образования. Далее будут также два тура, но другие: теоретический и экспериментальный.

Подводя итоги первых больших олимпиад, следует отметить, что они сыграли весьма большую роль в развитии олимпиадного движения на местах. Ведущие вузы страны начали активно работать со школьниками, существенно укрепились связи между учёными и учителями школ. Наладилось чёткое взаимодействие между органами народного образования, университетами и педагогическими вузами на местах. Число городов, в которых проходили олимпиады, уже достигло 1 67. Этот момент в развитии олимпиадного движения в нашей стране был переломным. Подготовительная работа большого числа энтузиастов олим-пиадного движения создала благоприятные условия для проведения олимпиад по предметам естественно-математического цикла в масштабах всей страны.

С 1 963 года олимпиады начинались с заочного тура. С заочных олимпиад неоднократно начинались олимпиады Всесибирские. Областные заочные туры олимпиад в сибирских, дальневосточных и среднеазиатских областях являлись одним из этапов Всесибирских олимпиад. Далее его победители приглашались на очные областные туры. Такая система была необходима для того, чтобы создать равные возможности участия в олимпиаде для всех желающих, вне зависимости от места их проживания. Уже с 1 970 года заочный тур олимпиад был упразднён. Здесь необходимо отметить, что в 1 970 году был организован всесоюзный физико-математический журнал Квант , который стал систематически проводить конкурсы по решению задач, взявшие фактически на себя функцию заочного тура.

В 1 964 году создаётся оргкомитет проведения олимпиад. Это был новый, принципиально важный момент в олимпиадном движении. Председателем этого оргкомитета становится академик П.Л.Капица, который со свойственной ему пунктуальностью вникал во все аспекты олимпиады, особенно его интересовало содержание предлагавшихся задач по физике на олимпиадах. Следующим председателем оргкомитета олимпиады стал (причём по личной рекомендации П. Л. Капицы) академик И. К. Кикоин, который многие годы до самой своей кончины вёл эту большую работу и внёс неоценимый вклад в олимпиадное движение нашей страны. Ему на смену пришёл академик Ю.А.Осипьян, передавший затем её ректору МФТИ, члену-корреспонденту РАН Н.В.Карлову.



Таким образом, олимпиада 1 964 года уже имела координированное руководство и была проведена практически на всей территории нашей страны. Центральный Комитет комсомола и Центральный совет пионерской организации, заинтересовавшись развитием олим-пиадного движения, организовал совместно с оргкомитетом олимпиады специальную смену во Всероссийском пионерском лагере Орлёнок , состоящую из призёров олимпиад 1 964 года. Ребята не только хорошо отдохнули в этом лагере, но и узнали много интересного, поскольку вожатыми у них были студенты и аспиранты МФТИ и МГУ, а ряд ведущих учёных прочитали им обзорные лекции. Эта интересная форма работы с учащимися в период летних каникул продолжает существовать и по настоящее время на местах, где есть инициативные учителя, директора школ и работники народного образования, душой болеющие за работу с талантливыми школьниками. Это было начало нового этапа в развитии олимпиадного движения в СССР.

С 1 964 г. по 1 967 год олимпиады носили название Всероссийских, но несмотря на это, в их заключительных турах принимали участие команды и других союзных республик. Но в 1 967 году было организовано Министерство просвещения СССР и Всероссийские олимпиады, естественно были переименованы во Всесоюзные. С этого момента начинается отсчёт нумерации Всесоюзных олимпиад по физике.

На Всесоюзную олимпиаду по физике в начальном периоде собирались команды крупных городов, областей и республик, не имеющих областного деления. Таких административных единиц в СССР насчитывалось более 1 50. Поскольку каждая команда состояла из 4-х школьников, то на заключительные этапы первых Всесоюзных олимпиад собиралось более 600 участников. Организовать заключительный этап олимпиады в этом случае было весьма трудно, что потребовало выработки Положения о проведении олимпиад в таком виде, чтобы число участников заключительного тура было сокращено до разумных пределов, т. е. не превышало примерно 250 человек.

К середине 70-х годов уже сложились структура и организационные принципы проведения Всесоюзных олимпиад. Очень важно, что в этот период в организации олимпиад начали участвовать не только инициативные вузы, но и государственные органы - Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных республик и другие. Это был определённый, весьма важный шаг вперёд, показывающий и даже подтверждающий огромную значимость олимпиадной формы работы с талантливой молодёжью на государственном уровне.

При Министерстве просвещения СССР был образован Центральный оргкомитет Всесоюзных олимпиад по математике, физике и химии. Первым председателем Центрального оргкомитета был академик И. К. Кикоин, внёсший, как уже отмечалось большой, даже неоце-



нимый вклад в олимпиадное движение в нашей стране. С 1 988 года и по настоящее время Центральный оргкомитет (теперь не СССР, а России) возглавляет член-корреспондент РАН Н. В. Карлов. Для организации Всесоюзных олимпиад и разработки методических материалов при Центральном оргкомитете были созданы Центральные методические комиссии по предметам, руководимые крупными учёными, профессорами вузов.

Очень важно отметить, что, начиная с XI Всесоюзной олимпиады, в программу соревнований были включены не только теоретические, но и экспериментальные задачи. Большую роль в постановке первых экспериментальных туров олимпиад сыграли И. Ш. Слободецкий и А. Р. Зильберман - авторы огромного количества теоретических и экспериментальных олимпиадных задач по физике.

Следует особо отметить тот факт, который часто приводит к некоторой путанице. В РСФСР в 1 975 году была организована и проводилась ежегодно Всероссийская олимпиада школьников по физике [3]. Её не следует путать с Всероссийскими олимпиадами, которые начали проходить с 1 964 года и положили начало проведению Всесоюзных олимпиад. Эти Всероссийские олимпиады проводились в четыре этапа. Первым этапом являлись школьные олимпиады, вторым этапом - районные олимпиады, третьим этапом - областные олимпиады и четвёртым заключительным этапом - зональные олимпиады. Эти этапы Всероссийской олимпиады дошли и до наших дней (подробная характеристика упомянутых этапов приводится в I.3. диссертации). Победители зонального этапа получали путёвки в финальный этап Всесоюзной олимпиады.

Председателями жюри Всероссийских олимпиад и председателями Предметно-методической комиссии по физике в разные годы являлись профессора С.М.Козел (1976г.), Ю.М.Широков (1977-1980 гг.), Б.Б.Буховцев (1980 - 1987).

Последнее десятилетие, вполодь до своей скоропостижной кончины (2000г.), Предметно-методическую комиссию возглавлял доцент кафедры теории и методики обучения физике МПГУ Олег Юрьевич Овчинников, внёсший неоценимый вклад в развитие олимпиад-ного движения в России. Автору публикации выпала честь работать в комиссии по составлению задач, возглавляемой Олегом Юрьевичем, наряду с известными педагогами В.И.Чивилёвым, С.М.Дуниным, А.Н.Варгиным, В.С.Афанасьевым и другими составителями сборника [3].

Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов ХХ века. Последняя XXVI олимпиада по физике была проведена в 1 992 году на базе Московского физико-технического института (г. Долгопрудный, Московской области) По существу, это была уже не Всесоюзная, а Всероссийская олимпиада, хотя официально она называлась Межреспубликанской.



В 1 992 году в Госкомитете РФ по народному образованию было принято решение проводить и в дальнейшем Всероссийские олимпиады, причём на тех же организационных принципах, по которым ранее проводились Всесоюзные олимпиады. Таким образом, ныне проводимая Всероссийская олимпиада по физике стала преемницей Всесоюзной олимпиады. Это нашло своё отражение и в порядковых номерах Всероссийских олимпиад: XXVII Всероссийская олимпиада (пос. Зеркальный, Ленинградской обл., 1993 г.); XXIII Всероссийская олимпиада (г. Тула, 1 994 г.); XXK Всероссийская олимпиада (г. Челябинск, 1995 г.);

XXX Всероссийская олимпиада (г. Орёл, 1996 г.);

XXXI Всероссийская олимпиада (г.Березники, Пермской обл., 1997г.);

XXXII Всероссийская олимпиада (г.Чебоксары, 1998 г.);

XXXIII Всероссийская олимпиада (г.Ульяновск, 1999 г.);

XXXIV Всероссийская олимпиада (г.Пермь, 2000 г.);

XXXV Всероссийская олимпиада (г.Саратов, 2001 г.).

Принципы организации и проведения олимпиад остались теме же, что и в предшествующее время, но с 1 993 года начался новый этап в истории олимпиад в России. Во-первых, это были только Российские олимпиады, во-вторых изменилась их массовость и были внесены изменения в их организацию и проведение. Всё это требует специального рассмотрения, к которому мы и переходим.

II. Всероссийские олимпиады школьников по физике в настоящее время и анализ выступлений команд регионов на них.

Согласно Положению Всероссийские физические олимпиады проводятся в пять этапов [5].

Первый этап - школьные олимпиады. В этих олимпиадах, организуемых самими учителями, могут принимать участие все желающие школьники с 7 по 11 класс. Первый этап олимпиады является самым массовым. В нём принимает участие более миллиона учащихся. Он проводится в ноябре.

Второй этап - районные (городские) олимпиады. Он проводится в декабре по заданиям, составленным областными (краевыми) оргкомитетами олимпиад. В нём принимают участие учащиеся 8 - 11 классов, являющиеся победителями школьных олимпиад. По правде говоря, во втором этапе могут, (и это здорово!), принять участие практически все желающие. Число участников второго этапа - приблизительно 200 тысяч школьников.

Третий этап - областные, краевые, республиканские олимпиады. Он проводится в январе. Его организуют местные органы народного образования. В олимпиаде третьего этапа



участвуют команды школьников 9-11 классов, сформированные из числа победителей районных олимпиад. Общее число участников - около 1 0 тысяч человек. Начиная с третьего этапа, олимпиада, наряду с теоретическим туром, включает в себя и экспериментальный тур. Теоретические и экспериментальные задания третьего этапа разрабатываются в Методической комиссии Центрального оргкомитета. Местному жюри предоставляются широкие возможности дополнять и изменять задания третьего этапа.

Четвёртый этап - зональные олимпиады. Вся территория России поделена на 4 зоны: Северо-западная, Центральная, Юго-западная и зона Сибири и Дальнего Востока. К зональным олимпиадам приравниваются городские олимпиады Москвы и Санкт-Петербурга. Зональные олимпиады проводятся в марте, в период весенних школьных каникул, по заданиям Методической комиссии Центрального оргкомитета. В них принимают участие команды школьников 9-11 классов, сформированные из числа победителей третьего этапа, а также победители зонального этапа олимпиады предыдущего года. В этом, предпоследнем, этапе принимают участие примерно 500 учащихся.

Пятый этап - заключительный (финальный). Он проводится во второй половине апреля. В нём принимают участие команды школьников 9-11 классов, сформированные из числа победителей зонального этапа, а также победители заключительного этапа олимпиады предыдущего года. Общее число участников этого этапа около 1 80 учащихся.

Такая многоступенчатая система проведения Всероссийской олимпиады по физике позволяет вовлечь в олимпиадное движение огромную массу школьников, повысить интерес учащихся общеобразовательных школ к изучению физики, оказать учащимся старших классов помощь в выборе профессии, выявить наиболее способных ребят, провести работу по формированию Сборной команды России на Международную олимпиаду по физике и т.д. Таким образом, Всероссийские олимпиады призваны решать широкий круг задач по работе с талантливой молодёжью.

Проведением олимпиады на всех её этапах руководят органы народного образования. Председателем Центрального оргкомитета Всероссийских олимпиад в настоящее время является член-корреспондент РАН Н.В.Карлов (ректор МФТИ в период с 1987 по 1997гг.).

Методическую комиссию Центрального оргкомитета на протяжении более 1 5 последних лет возглавляет профессор кафедры общей физики МФТИ, д.ф.-м.н. С.М.Козел.

В составлении олимпиадных задач принимает участие большой творческий коллектив, состоящий в настоящее время в основном из числа преподавателей, аспирантов и студентов МФТИ, многие из которых являются авторами сборника [5].

Автор публикации на протяжении ряда лет, начиная с 1981г., также принимал активное участие в составлении задач для этапов Всероссийской олимпиады и является автором



целого ряда теоретических и экспериментальных олимпиадных заданий и одним из составителей сборника [3].

Пятый заключительный этап Всероссийской олимпиады по физике не является в каком-то смысле последним этапом школьных олимпиад. В июле каждого, начиная с 1 967 года, проводятся Международные физические олимпиады школьников. Первая Международная олимпиада по физике состоялась в Польше в 1 967г. Россия стала принимать участие в Международных олимпиадах и дилигировать свою команду школьников, начиная со второй такой олимпиады, проходившей в Венгрии в 1 968г.

В последние годы подготовка команды России проводится на базе МФТИ. Руководит этой подготовкой профессор кафедры общей физики МФТИ, доктор физико-математических наук С. М. Козел.

Формирование команды России, состоящей из 5 школьников, на Международную олимпиаду по физике происходит следующим образом. Каждый год победители Всероссийской олимпиады по десятому классу, а точнее обладатели дипломов I-ой и II-ой степеней по этому классу, в количестве порядка 20 школьников приглашаются в июне месяце на двухнедельные учебно-тренировочные летние сборы. Затем всех этих ребят приглашают в январе месяце на десятидневные зимние сборы. И, наконец, после очередного финала Всероссийской физической олимпиады, где эти ребята принимают участие уже в качестве 11 -классников, лучшие из них в количестве 7-8 человек приглашаются в июне на заключительные сборы, по окончанию которых и формируется команда.

В течении упомянутых сборов с кандидатами в национальную сборную России проводятся учебные занятия и, главным образом, по основам физического эксперимента. Как справедливо отмечено в [5; 7], это обусловлено тем, что экспериментальная подготовка учащихся по физике - это наиболее уязвимое место нашей школьной системы. (Это появилось ещё в эпоху СССР, а сейчас резко обострилось в связи с фактической ликвидацией в школах лабораторных занятий по физике и отсутствием необходимого физического оборудования в школе из-за отсутствия должного финансирования).

Наряду с учебными занятиями для школьников (участников сборов) проводятся мини олимпиады, состоящие из теоретических и экспериментальных туров, где претенденты на место в заветной пятёрке набирают рейтенговые очки, которые учитываются при окончательном формировании сборной команды России.

За период с 1 968г. сборная школьников СССР (России) участвовала в 28 Международных физических олимпиадах [7]. За это время наши школьники в неофициальном командном зачёте 1 5 раз занимали первое место в мире и только два раза наша команда выходила из первой пятёрки сильнейших. Объективности ради отметим, что на протяжении ряда




I место

II место

III место

Диаграмма 1.

Распределение призовых мест на V (финальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, проходившем в г. Березники Пермской обл. в 1997 году (данные по десяти лучшим территориям)

10 9 8

Березники 1997








Пермская Санкт-

область Петербург

Москва Новосибирск. Нижегород. Московская Челябинская Ямало Кировская Республика

область область область область Ненецкий АО область Чувашия

Диаграмма 2.

Распределение призовых мест на V (финальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, проходившем в г. Чебоксары в 1998 году (данные по десяти лучшим территориям)

10 9 8 7 6

Чебоксары 1998




; 2.

Москва Нижегород. Республика Московская Санкт- Новосибирск. Челябинская Ямало- Кировкая Вологодская

область Чувашия область Петербург область область Ненецкий АО область область

последних лет лидерство на Международной физической олимпиаде у сборной Китая, все школьники которой завоевывают практически только Золотые медали.

Мы не будем в нашей публикации затрагивать вопросы о недостатках, имеющих место при формировании и подготовке Национальной сборной России на Международные физические олимпиады. Вернёмся к Всероссийским олимпиадам и дадим краткий анализ выступлений команд регионов в последние годы на них.

На приведённых ниже диаграммах 1 -4 показано распределение призовых мест на финальных этапах Всероссийских олимпиад по физике в вышеупомянутый период. При этом использованы следующие обозначения:





1 2
© 2017 РубинГудс.
Копирование запрещено.